Big Dream Journey: Five Elements Mountain 大梦西游之五行山
Роман «Путешествие на запад» является одной из самых известных китайских книг, одним из столпов восточной литературы и неиссякаемым источником вдохновения для кинематографистов, снимающих его экранизации на оборотах, абсолютно немыслимых для западного кино. Казалось бы, что нового можно рассказать о персонаже, который уже становился главным героем фильмов и сериалов более сотни раз, но новые проекты о Царе Обезьян Сунь Укуне появляются с завидным постоянством, а с расцветом онлайн-кино в Китае у него открылось уже неизвестно какое по счету дыхание – например, в одном только 2020-м вышло более десяти полнометражных фильмов, основанных на этом романе.
«Гора пяти элементов» берет в основу сюжета самую любимую экранизаторами часть объемного романа – историю о том, как изгнанный с небес за бунт и заточенный под горой пяти элементов Сунь Укун смирился со своей будущей судьбой стать сопровождающим монаха Сюаньцзана в его путешествии на запад. В фильме его освобождает мальчик по имени Тянь Вэй, и хотя получивший долгожданную свободу после нескольких веков плена Царь обезьян хочет только одного – вернуться домой, сначала ему придется заехать в пару мест и сразиться там с монстрами, в процессе осознав свое истинное предназначение.
Если вы понятия не имеете о том, кто такой Царь обезьян и что это вообще за «Путешествие на запад» такое, «Гора пяти элементов» может стать для вас неплохим введением в эту историю – но ее приятный парадокс в том, что фильм имеет все шансы понравиться и тем, кто эту историю знает наизусть и видел ранее в десятках разных исполнений. В фильме сохранены основные этапы путешествия Сунь Укуна, но в мелочах авторы дали себе волю и добавили юмора и романтики, которые вписались в историю, как влитые.
Безусловно, в китайском кинематографе были люди, которые делали примерно то же самое и раньше – и намного лучше. Взять хотя бы Стивена Чоу, который провернул фокус с переосмыслением «Путешествия на запад» аж дважды – сначала в середине 90-х с дилогией «Китайская одиссея», которую до сих пор можно найти в разнообразных перечнях лучших гонконгских фильмов всех времен, а затем в начале десятых годов с «Путешествием на запад: Покорением демонов», в котором царь обезьян довольно неожиданно предстал не просто заблудшей душой, а настоящим демоном – коварным, подлым и безжалостным.
В «Горе пяти элементов» Сунь Укун изображен более типично – это вечно раздраженный эгоист, который думает только о себе и плевать хотел на проблемы окружающих, но злой он только потому, что у него, как у Печкина, велосипеда не было – то есть, близких людей, которые ему были бы небезразличны. Для того, чтобы переродиться, ему придется пройти ряд испытаний, связанных с трагедиями и потерями, и фильм рассказывает эту историю, с одной стороны, внятно и обстоятельно, а с другой, достаточно динамично и ярко, чтобы не заскучали те, кто ее много раз слышал. И то, что авторам фильма это удалось – их большая заслуга.
Как водится в современном онлайн-кино, «Гора пяти элементов» – фильм красочный и бойкий, с большим количеством спецэффектов, немножко «резиновым», но симпатичным гримом и ярким экшеном. Малайзийского актера Чэнь Синьчжэ в роли Сунь Укуна не узнать под маской обезьяны, но он здорово задействует язык тела и в целом смотрится в этой роли очень убедительно. А для ценителей классического китайского кино, если такие вдруг есть, авторы припасли «пасхалку» – монаха Сюаньцзана, который появляется в самом конце фильма, изобразил актер Чи Чунжуй, впервые сыгравший эту роль еще в 1986 году – в сериале «Путешествие на Запад», на котором выросло несколько поколений китайцев.