Martial Club 武馆
Три ведущие школы боевых искусств в Кантоне не то, чтобы воюют между собой, но, скажем так, постоянно находятся в боевой готовности, а масла в огонь подливают сыновья учителей школ (Гордон Лю, Роберт Мак и Кинг Ли), которые то и дело сходятся в дружеских и не очень поединках. Окончательно из равновесия эту хлипкую ситуацию выводит мастер кунгфу с севера (Джонни Ван), который прибыл для «обмена опытом», но, сам того не желая, чуть не убил одного из молодых мастеров.
На рубеже 70-х и 80-х годов Лю Цзялян стал одним из главных режиссеров гонконгского боевого кино, и хотя в его фильмографии тех лет настоящие шедевры соседствуют с довольно проходными картинами, нетрудно увидеть, насколько все они разные – при том, что его коллеги, казалось, бросили все силы на копирование формулы «Змеи в тени орла» и «Пьяного мастера», Лю Цзялян старательно ее игнорировал, постоянно пытаясь найти в незамысловатых историях о мести что-то большее, привнести в них какую-то мораль и мудрость. В «Боевом клубе» этот его творческий поиск, пожалуй, достиг своей наивысшей точки. Вплоть до того, что в фильме нет ни злодея, ни обязательных для жанра физических тренировок тела, герои сражаются, по сути, сами с собой – с собственными пороками и слабостями, и победителем из них оказывается тот, кто оказывается способен вырасти не физически, а духовно.
Гордон Лю, играющий здесь Вонга Фэй-Хуна, этой ролью прокладывает своеобразный мостик между Вонгом 70-х – непоседливым мальчишкой из того же «Пьяного мастера» – и мудрым наставником, которым этот герой предстанет в 90-х с началом цикла «Однажды в Китае». Тем не менее, главной удачей фильма хочется назвать не его, а Джонни Вана, который получил редкую для себя возможность сыграть нечто большее, чем одномерного злодейского злодея. Его гость с севера не раз сходится в бою с главными героями, но неизменно остается во всей этой ситуации голосом разума, напоминающим увлекающимся героям о том, что кунгфу – это не только сила, но и честь, мудрость и внутреннее достоинство.
На первый взгляд кажется, что сценарий у фильма условный – стычки между персонажами носят довольно случайный характер, но со временем становится понятно, зачем это нужно, а главное, что подобная структура позволяет Лю Цзяляну набить фильм экшеном под самую завязку. Схваток тут много, они достаточно разнообразные и по смыслу, и по хореографии, а самое интересное авторы приберегли напоследок – Гордон Лю и Джонни Ван сходятся в поединке в узкой аллее, где толком не развернуться. Нечто подобное много лет спустя можно будет увидеть в «Заблудшем воине» с Донни Йеном, но та схватка была построена на применении оружия, а здесь соперники не используют ничего, кроме рук и ног.
Бои в "Клубе" естественно, великолепно поставлены и придуманы, что не удивительно - ведь за них отвечал неповторимый Лау Кар-Люнг. И в них заложена не просто сложная хореография, а определенный взгляд на боевую составляющую фильмов подобного жанра в целом. И еще один неповторимый штрих - очередной оригинальный финальный поединок в улице (в данном случае именно "в", а не "на") с сужающимися стенами. Это, скорее, физический разговор двух мастеров о бое, чем непосредственно процесс избиения одного противника другим.
Единственный минус фильма - это слишком затянутый танец львов в начале. Да, там все красиво, все снято с разных планов довольно динамично, поставлено выше всяких похвал - но нельзя делать такую сцену аж на десять минут экранного времени. Если бы не этот спорный момент, то "Боевой Клуб" можно было бы считать стопроцентной удачей создателей. Безусловная классика жанра, интересная еще и тем, что с годами при пересмотре на многое начинаешь смотреть в ней под другим углом и подмечать все более интересные нюансы.
P.S.: не смотреть в Кузнецове. Фильм им однозначно загублен.