The Master of Kung Fu 黄飞鸿
Знаменитый мастер кунгфу Вонг Фэй-Хун (Ку Фэн) за последний год практически отошел от боевых искусств – после того, как он случайно убил человека своим знаменитым «невидимым ударом», он старается избегать конфронтаций. Чем пользуется его конкурент Май (Чан Шэнь), задирающий его самого и его учеников при каждой возможности. Но вскоре у Вонга появится настоящий враг – в город прибывает опасный бандит (Ван Се), который устраивается главой службы безопасности к англичанину Гордону, торгующему опиумом, чтобы затем его обокрасть. И козлом отпущения он планирует сделать именно Вонга.
Вонг Фэй-Хун – один из самых популярных киноперсонажей гонконгского кино во все времена, и нет ничего удивительного в том, что с выходом «рукопашного» кинобоевика на новый уровень (скажем спасибо Брюсу Ли и его «Большому боссу»), к нему обратились сразу несколько авторов. Так, узнав о съемках «Ястреба» на Golden Harvest (главную роль в котором сыграл легендарный Кван Так-Хин), студия Shaw Bros дала зеленый свет сразу двум проектам о Вонге – с разницей в полгода свои версии представили Хо Мэнхва и Вонг Фун (фильм второго назывался «Соперники кунгфу»).
Так как, по сути, обе картины – это не продолжение цикла фильмов 50-60-х, а независимые друг от друга ребуты (обе спродюсированы одними людьми, но их актерские составы пересекаются лишь в эпизодниках), сюжет «Мастера кунгфу» вопиюще традиционен. Хороший Вонг Фэй-Хун и его ученики, зловредный, но недалекий соперник, плохие бледнолицые эксплуататоры и не менее плохие непатриотичные китайцы, планирующие нажиться на страданиях народа – все в наличии, все покажется до боли знакомым даже тем, кто знает Вонга Фэй-Хуна только по циклу «Однажды в Китае». Основательно, не без драмы и без откровенных глупостей (все-таки режиссер Хо Мэнхва всегда был выше совсем уж явного ремесленничества), но современному зрителю увлечься здесь особенно нечем.
Так что хвалить «Мастера кунгфу» имеет смысл только в перспективе – да, до акробатики и сложных трюков конца 70-х здесь еще далеко, но бои здесь уже более продуманные и стилевые, чем во многих фильмах той эпохи. Что, в общем-то, неудивительно – ставили их братья Юэни, а среди исполнителей будущие звезды. Учитывая, что их лица сейчас секутся не хуже, чем у главных звезд фильма, случаются курьезы – так, в середине фильма почти друг за другом идут две сцены, в которых Юэнь Бяо сначала стоит на переднем плане с учениками Вонга Фэй-Хуна, а затем сражается с ними (и даже говорит одну фразу) уже на стороне их врагов.
К чему можно привязаться:
1. Вонг Фэй Хун, после ложного обвинения в отравлении, прячется от врагов и посылает записку ученикам, а не приходит сам, что бы действовать сообща, якобы боится врагов что ли, а затем один идет к врагам, вызволять оставшихся учеников.
2. Любой мастер кунг фу умеет контролировать силу своего коронного удара. Это отсылка к убийству брата, после которого зарекся применять свою коронку - "Невидимый удар ногой".
Можно было бы сказать, что для начала 70-х не так плохо, но там уже появляются фильмы, на несколько голов выше и куда менее сюжетно занудные. Поэтому, скорее, сейчас "Мастер" - это кино для тех, кто хочет посмотреть всё-всё про Вонг Фей Хунга. Не больше.