The Blade 刀
Динг Он (Винсент Жао) и Железный Череп (Мозес Чан) - молодые кузнецы, работающие в деревенской кузнице. Дочь хозяина кузницы не знает, кто из них нравится ей больше, поэтому постоянно пытается столкнуть друзей лбами, но те игнорируют ее провокации. А вот когда в городке начинается разгул бандитствующих охотников, Динг Он и Железный Череп оказываются на передовой - что приводит к трагедии, Динг Он теряет руку и чуть не теряет жизнь. Чудом выжив и заполучив в свое распоряжение половину учебника забытой техники фехтования, он пытается освоить могущественный стиль.
Еще в 1993 году стало ясно, что жанр уся, так вроде бы бодро оживший в начале 90-х, снова впадает в спячку - публика быстро устала от однообразных кунгфу-приключений с полетами. Отсюда растут ноги у уся-комедий, отсюда появился "Прах времен" Вонга Кар-Вая, отсюда и жанровые поиски Цуй Харка, который сначала снял нежную и романтичную "Зеленую змею", а затем ушел в прямо противоположную сторону с "Лезвием" - жесткой, яростной картиной, не совсем типичной для Гонконга как по форме, так и по содержанию.
Вообще принято считать, что "Лезвие" - вольный ремейк "Однорукого меченосца", но общего между картинами не так уж и много. Да, герой обеих картин теряет руку и потом овладевает неким уникальным кунгфу, идеально подходящим для калеки. Да, дочь его учителя - инфантильная, капризная эгоистка, из-за "любви" которой герой проходит все круги ада. Но "Лезвие" - кино не только об этом. Оно о мире мужчин, которые из-за своих амбиций, страстей, бесконтрольного желания обладать превращаются в зверей.
Так, одна из самых ярких линий фильма связана с проституткой в исполнении Валери Чоу, в которую влюбляются и Динг Он, и Железный Череп. Но ее "спасение" от "приставучих надоедливых мужчин" оканчивается для нее тем же - изнасилованием, только со стороны "спасителя". Самые тонкие размышления авторов о звериной природе человека (а они тут в каждом кадре, ничего случайного в "Лезвии" нет) могут не "считаться" при первом невнимательном просмотре, но даже так вы наверняка почувствуете настрой картины - мизантропический, гнетущий, далекий от героической патетики и бравады уся-драм 60-70-х годов.
Есть у "Лезвия" заметные отличия от коллег по жанру и чисто в визуальной стилистике. Яростный хаос - так коротко можно описать то, что происходит на экране. Неразборчивые боевые сцены наверняка расстроят ценителей экранного кунгфу, Цуй Харк в них делает ставку не на зрелищность, а на кинетику и драйв - это натуральные собачьи бои, щедро приправленные визуальными приемами из комиксов и аниме. Неудивительно, что, например, Квентин Тарантино называет "Лезвие" в числе своих любимых фильмов - это штучное, абсолютно артхаусное (не меньше, чем тот же "Прах времен") кино, которое просто не могло не провалиться в прокате (из чего Цуй Харк, разумно сочетающий творчество с зарабатыванием денег, сделал выводы и переключился на другую область) и не стать культовым на видео.
Второй раз посмотрел его спустя несколько лет. Получил море удовольствие. И ещё раз специально пересмотрел его пару лет назад. Шедевр, безусловно, шедевр.
Особое спасибо создателям за финальную песню. Никто не знает, где её можно скачать?
Не так давно я впервые посмотрел "Соломенных псов" Сэма Пекинпы, и теперь мне кажется, что Цуй Харк вдохновлялся именно этим фильмом, когда снимал "Лезвие". И там, и там есть капканы. И там, и там есть героини, которые провоцируют мужчин.
Хоть, инфу я там и не нашёл, зато...
Вне оценочных категорий кино )))