Snipers 狙击手
Отряд китайских солдат получает задание вернуть на позиции двух разведчиков, которые попали в засаду накануне. Добравшись до места, китайцы обнаруживают их тела лежащими на снегу, но при попытке забрать их выясняется, что это ловушка – американский снайпер Джон (Джонатан Кос-Рид) со своей командой организовал это, чтобы взять в плен успевшего прославиться китайского стрелка Лю Вэньу (Чжан Юй), возглавляющего спасательную экспедицию. Уйти с пустыми руками солдаты не могут, но и приблизиться к телам – тоже, что начинает затяжное противостояние между американскими и китайскими солдатами.
Своего рода компаньон коммерчески сверхуспешной «Битвы при Чосинском водохранилище», «Снайперы» рассказывают о той же самой Корейской войне, но немножко с другого угла и с принципиально другим подходом. Вместо масштабных батальных сцен с компьютерной графикой и массовками тут камерная история на несколько человек, которая строится не на взрывах и зрелищном экшене, а на напряженном противостоянии между хорошо экипированными американцами, занявшими изначально более выгодную позицию, и китайцами, у которых на винтовках нет оптических прицелов и даже бинокль один на всех.
В режиссерах у картины значатся два человека – живой классик Чжан Имоу и его дочь, начинающая постановщица Чжан Мо, до этого снявшая всего один (но весьма недурный) фильм, фантастическую мелодраму «Внезапно снова 17». Сложно сказать, кто из этого дуэта отвечал в «Снайперах» за что, но кино довольно четко выстроено по методу «зебры», когда напряженные эпизоды перестрелок чередуются с пафосными и сентиментальными моментами, в которых еще и постоянно плачут. На последнее в фильме сделан особый упор – молодого снайпера в исполнении Чэнь Юншэна не раз поддевают за то, что он чуть что пускает слезу. Как водится в китайском кино, да еще и военном, эти эпизоды западному зрителю наверняка покажутся слегка «выкрученными», но в откровенное слезовыжимание и занудство авторы не проваливаются – полуторачасовая продолжительность обуславливает хорошую динамику и плотность действия.
В «Снайперах» на удивление удачно выписана линия американских снайперов. Их лидера играет не бесталанный статист, которых часто привлекают на роли «бледнолицых» в Китае, а прекрасный Джонатан Кос-Рид, снимающийся в китайском кино уже два десятилетия, и это очень интересная актерская работа. Его Джон – слегка утрированный, но убедительный и во многом симпатичный «пес войны», у которого есть и понятия о воинской чести, и стальной характер, но которого подводит типичная для киношных американцев самоуверенность. Авторы «Снайперов» интересно делают главным героем кульминации именно его – мы следим за происходящим его глазами и кино жанрово мутирует в триллер в духе «Первой крови», в котором выживший китайский снайпер становится этаким невидимым мечом возмездия, который все время на шаг впереди, в то время как в Джоне борются страх и раздутое эго, не позволяющее ему оценить ситуацию трезво.
От фильма Чжана Имоу мы всегда ждем технического мастерства и визионерства, и «Снайперы» не стали исключением. Да, тут практически нет акцентированно абстрактной красоты, но только потому, что и само кино не про абстракции и красоту, а про нечто максимально конкретное –снайперские противостояния, где все разрешается одним-единственным выстрелом. В каком-то смысле это концептуальная работа, работа очень осознанная и определенно удачная – во время просмотра вы наверняка поймаете себя на мысли, что будто сами перенеслись в эти заснеженные холмы и будто по инерции сжимаетесь, боясь нарваться на шальную пулю. Максимальный эффект присутствия без всякого 3D!