Destruction of Opium at Humen 虎门销烟
1839 год, Китай торгует с британцами, но помимо прогресса англичане также импортируют в страну опиум, который распространяют при помощи местных контрабандистов. Власти не желают портить отношения с могущественными гостями с запада, но закрывать глаза на творящийся хаос тоже не могут, и вот честный чиновник Линь Цзэсюй (Яо Лу) выходит на тропу войны с заморской отравой, в чем ему поможет мастер боевых искусств Хуа Цзялян (Се Мяо).
В разных жанрах есть свои критерии качества и эталоны, но в том, что касается кунгфу-боевиков, сомневаться не приходится – сравнивать новые фильмы этого направления будут исключительно с классикой «золотой эры» Гонконга. «Уничтожение опиума в Хумэне» в этом плане не исключение, но исключение в другом – это редкий кунгфу-боевик, который безо всяких натяжек можно поставить рядышком с тем, что снимали тогда. Да, до бесспорных шедевров вроде «Однажды в Китае» фильм Чжана Чжэ не дотягивает, но лобовое сравнение с фильмами «второго эшелона» вроде «Удара ногой» или «Кулака из Шаолиня» он выдержит без особого труда.
То, что авторы не нуждаются в скидках и собираются играть в полную силу, становится понятно уже в первые минуты картины, в открывающей фильм схватке, в которой Се Мяо (между прочим, «тот самый» Гонконг заставший, ведь он еще ребенком снимался в боевиках 90-х с Джетом Ли) сходится с Лю Фэнчао – одним из самых недооцененных кинобойцов нашего времени и знатным харизматиком. Это быстрый, резкий, здорово оформленный визуально и музыкально поединок, в котором авторы демонстрируют еще и отличное чувство меры – тросы задействуются, но ровно настолько, чтобы подчеркнуть и заострить экшен без того, чтобы превратить его в «полеты во сне и наяву».
Что удивительно, не сдувается фильм и дальше – авторы ловко складывают расследование героев в увлекательную интригу, находят время и место для того, чтобы добавить пару личных штрихов персонажам, плюс дают Се Мяо шанс сыграть чуть ли не лучшую свою роль. Его Хуа Цзялян круче, чем яйца вкрутую, но это не выглядит ни смехотворно, ни пафосно, это не очередной супергерой без страха и упрека с каменным лицом – возможно, все дело в живой, зашкаливающей энергетике, которой актер наделяет своего персонажа.
Если сильно придираться, можно пожаловаться, что фильм позволял надеяться на более яркую финальную серию схваток, но это уже претензии из серии перламутровых пуговиц – главное, что в целом это большой и важный ориентир для материкового онлайн-кино, показывающий, что далеко не все в этом жанре безвозвратно утеряно и забыто. Просто подавляющему большинству экшенмейкеров еще предстоит многому научиться.
Еще один плюс - при всей пафосности тематики избавления Китая от опиумной зависимости, само повествование ни разу не пафосное. Отвечающий за мудрые речи чиновник Яо Лу так классно отыгрывает роль, что не вызывает зевотных позывов и ощущения испанского стыда. Этому человеку веришь, потому что он спокоен и не лезет из трусов, а каждую свою обличающую фразу подтверждает действием. Это, конечно, ни разу не чиновник из кинОв 90-х, но это-то в данном случае как раз и прекрасно.
Еще приятный сУрприз - обошлись без героических смертей. Вся компашка во главе Хуа Цзиляном оказалась настолько симпатиШной, что когда наметились неизбежные финальные потери в ее составе, так хотелось, чтобы без этих клише обошлись, что аж казалось, что вот сейчас-то всё и испортят. Но Боги кинокунг-фу наградили сценаристов и режиссёра "Уничтожения" разумом бОльшим, чем других киносоздателей-любителей выжать из зрителя драматическую слезу, поэтому к всеобщей радости теперь у нас есть кин, где все приличные люди выживают. И это тоже здорово.