Caught in Time 除暴
Полицейский Чжун Чэн (Ван Цяньюань), не успев приехать в город, куда его перевели, оказывается заложником у жестокой банды грабителей под предводительством Орла (Дэниел У). Чжун Чэну удается выжить, и теперь он сделает все, чтобы выследить и поймать преступников – которые продолжают грабить банки, постоянно оказываясь на шаг впереди преступника.
В материковом Китае довольно сложно снимать полицейские триллеры – обложенные со всех сторон цензурой, кинематографисты вынуждены держать в голове так много запретов, что создание фильма из полета на крыльях фантазии превращается в путешествие по минному полю. Безусловно, были и есть виртуозы, которым это удавалось с блеском (в частности, Джонни То с его «Нарковойной»), но почти всегда просмотр подобных картин превращается в борьбу с самим собой – ты закрываешь глаза на одно, входишь в положение авторов с другим, соглашаешься на компромисс в третьем, и по итогу кино-то вроде получилось неплохим, но по ходу возникает так много оговорок, что впору вводить отдельную шкалу оценок – «за старание».
Действие «Пойманных во времени» происходит в начале 90-х, и в основе сценария реальная история охоты на банду грабителей, которые несколько лет оставались непойманными. Хорошо видно, что увидел в этом сюжете Лау Хо-Люн – гонконгский сценарист и режиссер, перебравшийся на материк после того, как стало ясно, что в родном кинопроме создателям зрелищного кино ловить больше нечего. У него масса опыта (он пишет сценарии более двадцати лет и приложил руку к массе крупных гонконгских проектов нулевых и десятых годов) и куча идей, но против цензурных ножниц бессилен даже он.
Очевидно, что изначально Лау хотел строить сюжет на запараллеливании двух главных героев – оба одиночки по жизни, оба целеустремленные и непримиримые, оба готовы на все ради своей цели и оба отвечают за группу преданных соратников. В одной сцене герои по очереди приходят в видеосалон, где крутится «Наемный убийца», и залипают на фильме с одной и той же сцены – один чтобы понять, как действуют полицейские, другой чтобы понять, как действуют преступники. Линия отзеркаливания героев проходит сквозь фильм незримой нитью, но не оставляет ощущение, что на экране только «А», в то время как до «Б» дело не доходит – у полицейского в китайском кино не может быть темной стороны, а очеловечивать преступника в массовом кино крайне не рекомендуется.
В итоге сценарно получается кино заметок на полях, из которых, к сожалению, не вырастает ничего существенного – один убегает, второй догоняет, один злобно щерится, второй стучит кулаком по столу, толкает речи насчет того, что, единожды сомкнув челюсти на жертве, он их больше не разомкнет. За кадром копятся многочисленные вопросы – например, куда грабители девают бешеные суммы, которые ухитряются уносить, потому что живут они как бомжи (есть подозрение, что Лау Хо-Люну запретили показывать роскошную жизнь, которую можно вести на ворованные деньги).
Чисто технически «Пойманные во времени», впрочем, вполне удачны. Если не обращать внимания на очень сырые спецэффекты, выглядит и звучит фильм весьма неплохо – не Джонни То, конечно, но настолько близко, насколько это возможно с учетом всех обстоятельств. Он классно стилизован под свое время, у него хорошая динамика, весьма крепкий экшен и достойные актерские работы, а необходимую «зубастость» ему придает брутальность ограблений, в ходе которых бандиты убивают направо и налево. Но, увы, все это не идет ни в какое сравнение с тем, что снимали на эту тему в Гонконге – в первую очередь вспоминается цикл «Длинная рука закона», который при всей своей неряшливости и низкобюджетности смотрелся все-таки куда ярче и увлекательнее.