Yin-Yang Master, The: Dream of Eternity 晴雅集
Цин Мин (Марк Чао) – сын демона и человека, лучший ученик великого мастера инь-ян Чжун Сина (Тони Ван). Когда Чжун Син погибает, Цин Мин отправляется в столицу, где он должен стать одним из четырех избранных – эти четверо должны оживить древних хранителей, чтобы не пробудилась гигантская змея, несущая смерть всему сущему. Сейчас змея спит внутри императрицы, но вокруг нее уже собираются темные силы – на следующее утро после прибытия Цин Мина распорядитель будущего ритуала найден убитым, из чего следует однозначный вывод, что кто-то во дворце хочет, чтобы монстр проснулся.
Го Цзинмин – «анфан террибль» китайского кинопрома, успешный писатель пушистой ерунды для молодежи, который однажды подался в кино и сорвал джекпот – несмотря на тонны критики (вполне заслуженной), его тетралогия «Маленькие времена» собрала гигантские деньги и обеспечила своему создателю карт-бланш на долгие годы вперед. Сначала Го распорядился выданным ему кредитом доверия, сняв две части мультфильма «Легенда о воюющих царствах», а затем, «набив руку», перешел уже к настоящему кино – экранизации японского цикла романов и книг «Колдун», весьма популярного в Китае не в последнюю очередь благодаря серии основанных на нем мобильных игр.
Проект изначально создавался как дилогия, но, как это часто бывает (пример «Ледяного человека» с Донни Йеном должен был многому китайцев научить), это был опрометчивый ход – первая часть попала под паровой каток индустриального скандала и была снята с проката всего через полторы недели после его старта. Причем, фильм тут даже не очень-то и виноват – Го Цзинмину прилетело, скорее, по совокупности заслуг, ведь его уже давно обвиняли в любви к плагиату, а когда все увидели в «Колдуне» явно заимствованные из голливудского «Доктора Стрэнджа» волшебные порталы, терпение коллег постановщика лопнуло и они написали большое коллективное письмо с обвинениями. Как итог, «Колдун» снят с проката в Китае (чуть-чуть не дотянув до 70 миллионов долларов), что будет с сиквелом, непонятно, но, тем не менее, фильм уже успел купить западный гигант Netflix, так что возникла парадоксальная ситуация, когда в самом Китае посмотреть «Колдуна» негде (в кино его уже нет, на домашнем видео еще нет), а вот запад смотрит его свободно и бесплатно.
Впрочем, все это лирика – присказка, мало относящаяся к самому фильму. Что же до него, то это кино Го Цзинмина со всеми вытекающими. С одной стороны, тонны романтического пафоса и гламура, с другой, большой ремесленнический талант, благодаря которому ударные дозы прямолинейных сантиментов каким-то образом все-таки попадают в цель и даже несмотря на все свои недостатки, «Колдун» прекрасно работает и как жанровое кино, и как все та же «пушистая попса» для любителей бульварной литературы «young adult», большой красивый видеоклип для тех, кому важно не только «что», но и «как».
Очевидно, что главным ориентиром для «Колдуна» является трилогия Цуй Харка о детективе Ди (тем более, что Марк Чао играл и заглавного детектива во втором и третьем фильме). Забегая вперед, по экшену Го Цзинмин до старшего коллеги не дотягивает – несмотря на размах (в фильме сразу две эпичные битвы духов-хранителей с гигантской змеей), ему не хватает фирменной цуйхарковской отмороженности, он немножко пластиковый и «картинный», полагающийся не на энергетику, драйв и сложную хореографию, а больше на эффектные позы и рапиды.
И, тем не менее, «Колдун» производит на редкость приятное впечатление – внятно рассказанной историей, упором на персонажей и взаимоотношения между ними, а главное – прочувствованной романтической линией, которая в конце концов выходит в фильме на первый план. В том, что она так хорошо работает, впрочем, заслуга не только Го Цзинмина, но и актеров – хотя Марк Чао, увы, ничего особенного не показывает, весьма фактурно смотрятся Аллен Дэн и Тони Ван (последний выглядит, как компьютерная модель, но при всей своей «сладкой» внешности хорошо держится в драматических сценах), а в финальной части фильма на арену выходит Оливия Ван и выдает настоящий мастер-класс актерской игры.
Что необходимо упомянуть, в «Колдуне», как это часто у Го Цзинмина, очень сильно чувствуется гомосексуальный подтекст – хотя в картине есть «традиционная» романтическая линия, основное внимание приковывается к линии «дружбы» между Цин Мином и его соперником/товарищем Бо Я (Аллен Дэн). Они соперничают, помогают друг другу, спасают друг друга, расстаются – и все это с таким эмоциональным надрывом и мощным подводным течением, что не почувствовать этот «яойный» потенциал невозможно. Другое дело, что это вряд ли напряжет даже самых гетеросексуальных зрителей – настолько тонко и аккуратно Го Цзинмин ведет эту линию.
Подводя итог, «Колдун» не лишен минусов, но это не столько недостатки, сколько особенности режиссерского стиля Го Цзинмина и ограничения бюджета (спецэффекты все-таки выглядят не очень доработанными). В целом же это размашистое, эмоциональное и эффектное фэнтези, от которого получаешь, возможно, не так много экшена, как хотелось бы, но по окончанию просмотра чувства голода и неудовлетворенности все равно не остается – где-то недоложили, но оформили так красочно и душевно, что предъявлять какие-то претензии язык не повернется.
Отдельно хочется отметить Оливию Ван, эту сочную помесь Розамунд Кван и Хлои Моритц, сумевшую минимальными средствами дать всю мощь женской энергетики, а уж максимальными - поддать лирического и трагического жара в холодные зажравшиеся сердца прожженного зрителя. Девушка умеет приковывать к себе внимание да еще при такой харизме весьма и весьма неплоха, как актриса.
Что касаемо экшУна, то его в фильме не так уж много, зато есть множество всякого классного колдовства, интриг, нагнетания, витающий в воздухе невидимый, но явно ощутимый аромат заднеприводности (это уже кому как - в плюс или в минус), а так же мощная финальная разборка, где в лучших азиатских традициях проявляется такая креативность, до которой многим Холливудским фэнтези-блокбастерам пилить и пилить при всей их мощИ в графике.
Если бы не слегка бессмысленно завышенный хронометраж и несколько не самых удачных, слишком сладко-клишированных перегибов в драму в конце, кин был бы одной из лучших новинок жанра 20-го года.