The Mystery of Dragon Seal 龙牌之谜
Прибыв в Москву, картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг) оказывается в тюрьме, потому что смеет указать на то, что на троне сидит не Петр I, а самозванец. В конце концов заморского гостя отпускают, планируя убить позднее, но его спасает китайский мальчик, которого Джонатан прихватывает с собой. Мальчик, впрочем, оказывается не мальчиком, а вполне себе девочкой (Анна Яо), да еще какой – принцессой Китая Чэн Лань, которой срочно нужно вернуться домой, ведь страной в ее отсутствие повелевает темная принцесса (Мэри Ма), присвоившая себе ее личность. Тем временем невеста Джонатана мисс Дадли (Анна Чурина) направляется в английскую тюрьму Тауэр, где спровоцирует побег загадочного человека в железной маске, после чего в его компании также направится в Китай.
На самом деле, описать сюжет этого двухчасового фэнтези-фильма представляется задачкой не из легких – как и в любой копродукции (особенно между такими влиятельными кинодержавами, как Россия и Китай), в «Тайне печати дракона» команда продюсеров максимально интернациональна, что на практике всегда означает одно – будут пихать как можно больше всего, чтобы понравилось и нашим, и вашим. В итоге зрителя перекармливают так быстро, что послеобеденная сытость наступает неприлично быстро – фильм пихает в тебя все новые локации и сюжетные повороты, а ты уже смотреть на все это не можешь.
Российскому зрителю, пожалуй, лучше зайдет первая часть фильма, в которой действие делится между двумя европейскими локациями. Джонатан Грин колесит по России, которая выглядит так лубочно, как будто все это снимали под крылом сухариков «Хрустим» (это ощущение еще больше усиливает Павел Воля в роли Меншикова), а его невеста приезжает в Тауэр, где становится свидетелем разборок между двумя главными звездами проекта – Арнольдом Шварценеггером и Джеки Чаном. Последний играет мудрого хранителя драконьей печати, скованного одной цепью с упомянутым выше человеком в железной маске (которым оказывается настоящий Петр I в исполнении Юрия Колокольникова), а первый – начальника Тауэра, карикатурного вояку, который насаждает среди заключенных культ тела и регулярно участвует в кулачных боях – тот, кто его победит (никто), сможет уйти из Тауэра.
Не сказать, что эти линии особенно гениальны, но они достаточно стройны и не мешают друг другу – Грин в компании притворяющейся юношей принцессы и маленького крылатого монстрика (ибо какой же это китайский фэнтези-фильм без милого компьютерного монстрика) едет в Китай, а Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер бьют друг другу морды в эффектной, но несколько картонной декорации Тауэра. Но затем Петр I освобождается, а Грин достигает Китая и начинается экранизация анекдота «Я только дверь приоткрыл, а они как ломанулись…». С начала второй трети с совершенно бешеной скоростью в сюжет начинают добавляться новые персонажи – капитан пиратского судна, подруга Чэн Лань, три брата-акробата, поклявшиеся защищать принцессу, группа вечно пляшущих чубатых казаков, и это все не считая злодеев, среди которых троица паропанковых громил а-ля "Большой переполох в Маленьком Китае"!
В финальный «китайский» час сюжетные линии вроде бы сходятся, но ощущение суматошности и сумбура только нарастает – авторы пытаются удержать внимание зрителя на всех этих персонажах, которые действуют преимущественно по отдельности, но Олег Степченко – не Питер Джексон, а сценарию «Тайны печати дракона» далеко до «Властелина колец», поэтому утомление и пресыщение наступают очень быстро.
Справедливости ради, над визуальной стороной фильма явно потрудились – о том, весь ли заявленный 49-миллионный бюджет пошел в дело, можно спорить, но то, что выглядит «Тайна» на порядок лучше, чем любой отечественный фэнтези-фильм и вполне на уровне аналогичных китайских проектов, несомненно. В мелких, часто бессловесных ролях мелькают известные российские актеры, экшен действительно качественно поставлен ветераном каскадерской команды Джеки Чана Хэ Цзюнем, а мастера по спецэффектам создали несколько весьма запоминающихся сцен и образов (оставляет желать лучшего только взаимодействие людей с компьютерным монстриком), но все это в единую историю клеится с большим трудом. А там, где нет подключения, не получается и эмоций – по отдельности все вроде бы сделано, как надо, но фильм все равно остается яркой, но пустой погремушкой.
По-моему, нужно относиться к этому фильму, как к детской сказке, и не судить слишком строго. Я собираюсь еще раз его пересмотреть, в комплекте с первой частью.
Но, как ни странно, в этом и основная проблема фильма. Из-за желания впихнуть невпихуемое в двухчасовой хронометраж многое прописано так схематично, что возникают неловкие моменты, будто тебе зачитывают какую-то инструкцию, а не живые диалоги. О сопереживании героям, которых просто слишком много, на этих картонных диалогах и говорить не приходится. Поэтому на выходе - лишь длинное наслаждение безумным визуалом (если, конечно, не будет смущать устаревшая графика - неплохая для Азии и России, но ужасная для уровня Голливуда, которым мы сильно избалованы).
И еще один неприятно резанувший момент. Многие российские актеры играют тут просто отвратительно. Видимо, задачу выглядеть гротескно товарищи россияне поняли весьма превратно и заменили ее у себя в голове командой: "максимально переигрываем и не доигрываем". И если с Паши Воли, как с недоактера, взятки гладки, то Колокольников, Робак - для таких неплохих лицедеев это какой-то позор.
Зато те, кто, если уж по чесноку, больше всего интересовали нас в этом кине, оказались неожиданно на высоте. Речь, есеССна, о Чане и Шварценеггере. Неожиданно - как раз потому, что вполне могли отнестись к проекту, как к совершенно проходному и, как "приглашенные звезды", особо не напрягаться. Но именно их персонажи больше всего выглядели живыми и лучше всего запомнились. Тем более, что у обоих оказались не такие уж и микро-роли, как виделось из трейлеров и доступной предрелизной информации.
На выходе - неплохое, зрелищное, насыщенное действием уся, излишне детское (потому как на азиатскую оригинальную инфантильность наложили еще и нашу из сказок Роу), с одновременно плохой и нормальной игрой актеров, слишком картонное, с условными диалогами, созданными больше для передачи информации, нежели для добавления художественности происходящему. Хвосты из множества других фильмов, от «Индианы Джонса» до «Пиратов Карибского Моря», торчат во все стороны, но не бесят. Смотреть нескучно. Вылетает из головы мгновенно. Некоторые моменты, возможно, даже захочется когда-нибудь пересмотреть. Но вряд ли весь фильм целиком.
P.S.: И еще один важный плюс в не самую тяжелую корзинку с плюсами: «Печать» можно без проблем смотреть в отрыве от первой части. Все, что хоть как-то могло быть оттуда нужно, пересказывается в первые минуты фильма – и даже это не сильно необходимо данному сюжету. Так что никаких «обязательно посмотреть первый перед вторым», слава Богу, нет.