The Tenants Downstairs 楼下的房客
Чан Цзяцзюнь (Саймон Ям) получает в наследство от дальнего родственника заброшенный отель, утыканный скрытыми камерами. Прибравшись в нем, Чан заселяет его жильцами, за которыми устанавливает круглосуточную слежку. Когда Цзяцзюнь выясняет, что одна из его постоялиц (Айви Шао) – серийная убийца, максимально жестокими способами отправляющая на тот свет случайных людей, он решает бросить ей своеобразный вызов, заставив остальных жильцов потихоньку слететь с катушек.
Как любое кино, к которому имеет отношение тайваньский писатель, сценарист и режиссер Гидденс Ко, «Жильцы снизу» – это смелый и интригующий проект, изучающий темные стороны человеческой души и ставящий своих персонажей в экстремальные ситуации. Достаточно сказать, что здесь есть убийства, пытки, расчленение, вуайеризм, гомосексуальные темы, мастурбация, а также намеки на каннибализм и инцест. И все это залито едва уловимой чернушной иронией – настолько тонкой, что, поймав себя на мысли, что эта мрачная, жестокая и злобная вакханалия из крови и секса отчего-то временами кажется вам забавной, становится даже немножко стыдно.
Структурно фильм построен по схеме «Обычных подозреваемых» – полицейские допрашивают мужчину, который соглашается рассказать им свою историю от начала и до конца. О том, как он устроит небольшой «социальный эксперимент» и начнет выводить своих жильцов из зоны комфорта – манипулировать их желаниями и настраивать друг против друга, пока не польется кровь. Как уже было сказано выше, происходящее брутально, экстремально и – что самое главное – невероятно увлекательно, благо что компания в этом отеле собралась пестрая (парочка гомосексуалов, юная красотка, зарабатывающая на жизнь сексом, разведенный мужчина с маленькой дочкой, опустившийся физрук-извращенец и бестолковый студент, пытающийся развить в себе сверхспособности). При этом авторам не нужно залезать камерой в распотрошенные внутренности, как в каком-нибудь «пыточном порно» – зрительского дискомфорта авторы добиваются главным образом бескомпромиссностью и агрессивным тоном.
Тем не менее, в «Жильцах» есть один большой прокол, и он серьезно портит впечатление от просмотра, потому что это финал картины, который хочется выкинуть на помойку полностью. В духе все тех же «Обычных подозреваемых» за десять минут до конца случается резкий твист, который бросает набравшую обороты историю на полуслове и уводит сюжет в совершенно другую сторону – неправдоподобную, нелепую, ничего толком не объясняющую и попросту неинтересную. Масштаб разочарования от этой развязки не поддается описанию, это что-то в духе «альтернативного» финала «Двойной рокировки» (которая тут, кстати, упомянута не зря), только в данном случае (это тайваньский, а не китайский фильм, никакие цензоры над авторами не стояли) не видно ни одной причины так бездарно сливать столь мощный эксплойтейшен-потенциал.