Somewhere Beyond the Mist 蓝天白云
Пытаясь разобраться в убийстве семейной пары, следовательница Анджела (Стефи Тан) связывается с их дочерью Конни (Рэйчел Люн), но, к ее удивлению, девушка, которую никто даже не думал ни в чем обвинять, с ходу признается в двойном убийстве. Записывая ее показания, Анджела понемногу начинает понимать юную убийцу, и поступок Конни начинает отражаться на ее собственной жизни.
Мрачные социальные драмы всегда были популярны среди гонконгских кинематографистов. Они могут варьироваться по уровню эксплуатационности (в конце концов, трэшевая «Нерассказанная история», в общем-то, тоже «социалка»), но их суть от этого не меняется – тамошних киношников хлебом не корми, дай рассказать какую-нибудь чернушную страшилку о том, как кого-нибудь юного и невинного довели настолько, что он убил, расчленил и съел пол-Гонконга.
Первая версия сценария была написана еще в 2000 году и была вдохновлена реальной историей, в которой китайско-американская девочка-подросток вместе с другом задушили ее родителей.
«Где-то за туманом» продолжает эту традицию, причем, за кадром там находится тяжелая артиллерия – одним из продюсеров стал Дерек И, а художественным консультантом значится Энн Хуэй, для которой автор «Где-то за туманом» Чун Гин-Вай написал когда-то сценарий другой эксплойтейшен-социалки, «Ночь и туман». Однако с энергичной и злой «Ночью и туманом» этот фильм роднит немногое – это протяжный, заунывный, статичный артхаус, больше всего напоминающий гонконгский же «Порт захода», со всеми его достоинствами и недостатками.
Как водится в «авторском» кино, сюжет подается нелинейно – он развивается в трех временных отрезках (до убийства, после убийства на допросе и спустя несколько месяцев), причем, они порублены в кажущемся хаотичным порядке и перемешаны между собой без особой системы. Чтобы зритель наверняка понял, что смотрит не абы что, а Умное и Важное кино, картинка местами становится почти монохромной, а то и вовсе черно-белой. В некоторые моменты действие тормозится и практически встает на месте.
Сценарист и режиссер Чун Гин-Вай старается держать отстраненную беспристрастную позу, отказываясь кого-то судить и делать какие-то выводы, что приводит к тому, что даже Конни (не говоря уж о тех упырях, которые ее окружают) вырисовывается крайне неоднозначной личностью. Это физически больная (в детстве она перенесла операцию на сердце) и явно несчастная (озабоченный отец, игнорирующая все проблемы мать) девушка-подросток, но при этом у нее характер бойца, что, накладываясь на подростковый максимализм, делает ее не особенно приятной личностью – с одной стороны, она без сомнений вписывается за подругу, но, с другой, откровенно эксплуатирует влюбленного в нее «ботаника» Эрика (Ку Дэн-Хин).
Не особенно симпатична и Анджела, у которой дома пожилой отец (Вонг Шу-Тун), страдающий от старческого слабоумия. Жить с человеком с таким диагнозом совсем невесело, и Анджела даже не пытается это скрыть – Стефи Тан весь фильм проводит с лицом, в котором читаются ненависть, брезгливость и плохо сдерживаемая ярость. Понятно, что все это очень печально, и Анджелу и Конни по-своему можно понять, но зачем кому-то по своей воле проводить полтора часа в компании таких людей – вопрос не из простых.