Hong Kong Graffiti 女人风情话













Сюзан (Оливия Чэн) – вполне преуспевающая девушка, которая работает в престижном рекламном агентстве. У нее роман со своим начальником, Келли (Питер Ян), из-за которого Сюзан комплексует – по ее мнению, все окружающие уверены в том, что свою должность она получила через постель. Однажды к ней приезжает родственница из материкового Китая Тин (Полли Чан) – девушка малоимущая, но амбициозная, твердо вознамерившаяся «зацепиться» в Гонконге.
Терри Тонг считается одним из режиссеров так называемой гонконгской «новой волны» начала 80-х, но выданные ему после его дебюта «Кули киллер» (1982) авансы он не оправдал и постепенно переформатировался под телевидение. «Гонконгские граффити», в каком-то смысле, фильм переходный – кажется, по инерции его номинировали на несколько наград Hong Kong Film Award, но затем Тонг сделал длительный перерыв в режиссуре, чтобы вернуться уже откровенно «коммерческим» постановщиком с боевиком «Семь воинов».
«Гонконгские граффити» во многих смыслах кажутся предвестником «женских социальных драм», которые захлестнут кинотеатры через несколько лет. В центре внимания сразу четыре девушки (к уже упомянутым Сюзан и Тин добавляются соседка Сюзан – жизнерадостная стюардесса, и дочь Келли в исполнении Джойс Ни), у каждой из которых своя собственная сюжетная арка, и ран или поздно их жизненные пути начнут мешать друг другу. Правда, в отличие от более поздних картин на эту тему (вроде тех же «Девушек без будущего»), никаких особых ужасов с героинями не приключится.
Хотя кончается картина на высокой феминистической ноте, «Гонконгские граффити» – во многом, фильм-предостережение для размякших в комфорте жительниц Гонконга. Ведь главный источник угрозы здесь – Тин, которая пойдет на многое, лишь бы ухватить за хвост птицу удачи. У нее нет лишнего балласта в виде морали и совести, и о подругах она заботится лишь до тех пор, пока это не идет вразрез с ее собственными интересами. Так, Тин привозит с собой двух черепашек, одну из которых ближе к финалу без особой рефлексии пускает на суп – ну и что, что домашняя, зато вкусно и полезно, и в этом для Терри Тонга и его сценариста Ли Мака, кажется, заключается вся суть девушек с материка.
«Гонконгские граффити» с чувством, но несколько неряшливо сняты – как это часто бывает с фильмами «новой волны». Местами они невнятны, местами становятся многословными, а местами, наоборот, многозначительно «глотают» какие-то сюжетнообразующие моменты. Как ни крути, а фильм заметно устарел, что, с другой стороны, является его плюсом – это своеобразный документ эпохи, навсегда зафиксировавший атмосферу, настроения и «артхаусную стилистику» тех лет.












