Dragon's Claws 五爪十八翻
В дом мастера кунгфу Лун Чэнь-Теня (Лау Хок-Нинь) приходит его старый знакомый Лин Ко-Фун (Хванг Джанг-Ли), и цель его визита отнюдь не радостная. Лин намеревается забрать у Луна золотой значок, делающий его лидером школы Когтей дракона, но когда он побеждает мастера в поединке, оказывается, что значок поддельный. Лун уверен, что настоящий значок у жены Луна, Ли Хуа (Юэнь Цю), но та вместе с сыном Лун Ся (Лау Га-Юн) сбегает и прячется в горах. Там Лун Ся начинает тренировки под началом странного нищего (Пак Ша-Лик), который совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.
Ветеран режиссуры, Джозеф Ко начал снимать кино еще в 50-х, но по-настоящему разошелся только в середине 70-х, сначала выпустив серию фильмов о Шаолине (начавшуюся с двух частей «18 бронзовых бойцов» и «Пылающего храма»), а затем вписавшись в тренд «джекичановских» кунгфу-комедий, который в 1978-1979 годах разгорался не по дням, а по часам. В одном только 1979 году Джозеф Ко снял шесть фильмов, из которых подавляющее большинство – в той или иной степени клоны «Змеи в тени орла» и «Пьяного мастера», и «Когти дракона» здесь не исключение.
Конкретно «Когти дракона» сняты по следам его же кунгфу-боевика «Бесстрашная пара» (1978) – главные роли здесь вновь исполняют Лау Га-Юн, Хванг Джанг-Ли и Юэнь Цю, причем, последняя играет мать главного героя, хотя актриса старше своего экранного «сына» всего на семь лет (и это видно). Сюжет схематичен настолько, что следить за ним необязательно, но это ничего не значит – такие фильмы снимаются ради трюков и кунгфу, а с ними в «Когтях дракона» все в порядке. Боев много, они поставлены и исполнены на очень хорошем (пусть и не топовом) для того времени уровне и достаточно разнообразны, чтобы не скучать – есть тут и стилевые поединки, и сцены необычных тренировок а-ля Джеки Чан, и даже обязательная драка палочками за еду.
Приятно, что авторы фильма пытались каким-то образом выделить его из массы безликих клонов «Пьяного мастера», хотя эти попытки немного странноваты. Так, здесь есть сцена, в которой герой Пак Ша-Лика собирает с кучки детей мочу (все показывается в подробностях), которой затем насильно поит ученика (тот получил удар смертоносной техникой и теперь ему придется таким вот образом «полечиться»). Да-да, традиционный гонконгский юмор конца 70-х! А герой Чу Тит-Во, например, дерется… канцелярскими счетами, хотя экшен-хореограф так и не придумал, как их обыграть, поэтому актер просто машет ими, как будто у него в руке обычная палка.
В любом случае, во многих кунгфу-фильмах конца 70-х есть одно объединяющее качество – они очень смотрибельны и категорически не раздражают, несмотря на однообразие и похожесть. Как-то резко в Гонконге и на Тайване образовалась целая армия талантливейших хореографов, акробатов и бойцов, и хотя многое из того, что они делали в те годы, делалось явно второпях и на автопилоте, это оказался такой автопилот, что современный ручной пилотаж до него не всегда дотягивается. «Когти дракона», при том, что это не лучший фильм своего тренда, тем не менее, является одним из ярчайших и колоритнейших его представителей – как соскучитесь по кунгфу-комедиям и захотите чего-нибудь несмотренного в духе «Пьяного мастера», смело пробуйте его на зуб. Или на коготь.