Port of Call 踏血寻梅
В Гонконге пропала 16-летняя проститутка Ка-Мэй (Джесси Ли), а спустя некоторое время в полицию заявляется юноша по имени Тин (Майкл Нин), утверждающий, что это он ее убил. Расследующий это дело инспектор (Аарон Квок), по идее, должен бы радостно умыть руки, но он не понимает, что толкнуло парня на такой шаг, тем более что с убитой тот даже не был знаком до роковой ночи, и начинает копать глубже.
Один из главных номинантов (и впоследствии призеров) последнего награждения HKFA, «Порт захода» – фильм очень гонконгский, и по сюжету, и по духу (и, безусловно, основанный на реальных событиях). Это кино о том, как все вокруг плохо, а хорошие люди мучаются – от обстоятельств, от бессилия, от любви, вариантов масса. Во многом «Порт вызова» напоминает триллеры третьей категории о неприкаянной молодежи конца 90-х вроде триквела «Нерассказанной истории», но в нем нет и намека на сексплойтейшен, зато много меланхолии и тоски.
Интересно, что все формальные признаки третьей категории в кадре наличествуют – так, Джесси Ли пару раз обнажается, а сцена того самого убийства здесь раскрывается в малейших нюансах. О том, что сделали с героиней, правда, больше говорят (хотя говорят так смачно, что по спине пробежит холодок), но и несколько натуралистичных планов (снятие кожи с лица, копание в внутренностях) здесь тоже найдутся.
Вообще сюжет фильма донельзя прост (что также роднит «Порт захода» с трэш-триллерами 90-х) и никаких особенных твистов не содержит, но постановщик и сценарист Филип Юн всеми силами «нагоняет туману». Например, разбивает действие на несколько временных отрезков (за несколько месяцев до убийства, незадолго до убийства, расследование, суд) и тасует сцены из них между собой без какой-либо особой зависимости, дезориентируя и добиваясь атмосферы какого-то бесконечного маятного кошмара. Сложно сказать, выжимает ли он из материала все возможное, но ему удается добиться главного – «продать» нам идею, что смерть может быть далеко не худшим выходом из этой трясины.
Многое в картине зависит от актеров, и каст отрабатывает свои роли на пятерки. Те, у кого роли попроще, находят в своих героях занятные детали (Аарон Квок молодится и чуть ли не с каждым встречным становится друзьями, его напарник Патрик Там много болтает и без остановки курит, получая за это по шапке), молодые актеры Джесси Ли и Майкл Нин с надрывом изображают «молодежь без будущего» – неприкаянную, надломленную, вынужденную подавлять эмоции и глубоко несчастную. Блистательно выступила Элейн Кам, сыгравшая мать убитой девушки – ее награда HKFA, пожалуй, самая заслуженная.
Вообще «Порт захода», конечно же, кино хорошее, но в его «долгожительство», честно говоря, верится с трудом – да, он рассказывает историю, которая могла случиться в любом городе и, по сути, в любое время, но ему не хватает зубастости и хватки. Там, где нужно вцепиться зрителю в горло и трясти его, не отпуская, пока кровь не потечет из глаз, фильм меланхолично кружит его в вальсе, словно стесняясь – мол, вы нас простите, это не мы такие, это жизнь такая. Герман Яу в свое время не извинялся! С другой стороны, для Филипа Юна (в прошлом, кстати, кинокритика) это пока что самый крепкий и внятный фильм карьеры – его прошлая лента «Можем поболтать?» на фоне «Порта захода» смотрится сырой дипломной работой.