Wolf Totem 狼图腾
Китай времен Культурной революции. Двух студентов из Пекина отправляют в степи Монголии, где они должны «приобщить» местных кочевников к современной цивилизации. Жизнь в степях оказывается совсем непростой – живущие здесь люди по-иному смотрят на мир и поклоняются духу природы, Тенгиру. Со временем ребята осваиваются в поселении, но решение «сверху» истребить детенышей волков оказывается роковым – волки решают мстить людям.
Жан-Жак Анно – один из живых классиков мирового кино. Среди его работ такие картины, как «Имя Розы», «Любовник» и «Враг у ворот», но его коньком всегда были фильмы о природе. И речь не только о таких его картинах, как «Медведь» и «Два брата», главными героями которых были животные (медвежонок и два тигренка, соответственно), но и о многих других его работах. Так, в «первобытном» эпосе «Борьба за огонь» противостояние человека и природы было одной из центральных тем, а в одиозной драме «Семь лет в Тибете» величественные пейзажи периодически заслоняли героев-людей.
«Волчий тотем» продолжает эту традицию и продолжает с блеском – это замечательное кино, тонкое (пусть немного и дидактично-назидательное), умное и проникновенное, захватывающая и грустная история о людях, которые пытаются играть в бога с грациозностью слона в посудной лавки. История о том, что жестокость может быть прекрасна, и о том, что есть вещи, которые человеку не дано не только изменить, но и вообще понять и осознать.
Чен Жен, герой Уильяма Фенга, удивляется, когда старый кочевник говорит ему, что волки – совсем не злодеи. Прекрасные на вид газели, на которых они охотятся, вытаптывают и выедают траву, а волки регулируют их численность, плюс расправляются с грызунами, уничтожающими посевы. В этом первозданном мире все находится в гармонии, и смерть – лишь небольшой шаг в этом бесконечном цикле. Тем не менее, Чен Жен из любопытства ловит волчонка и пытается выкормить его в неволе, даже не задумываясь, чем это может закончиться.
Анно всегда мастерски работал с животными, и в «Волчьем тотеме» стая волков с зеленоглазым вожаком – полноценное действующее лицо. Да, несколько раз в их изображении авторы прибегают к помощи компьютерной графики, но большей частью на экране самые настоящие волки – удивительно фотогеничные. Отдельно хочется отметить, что постановщик совершенно не пытается давить на «мимимишность». Волки – опаснейшие убийцы, и Анно не пытается сделать из них безобидных «пушистиков», а скорее подчеркивает красоту первобытности, заставляет восхищаться их силой и грацией. В чем ему очень помогает блистательная операторская работа и музыка Джеймса Хорнера.
В Китае «Волчий тотем» прекрасно прошел в прокате, показав превосходные сборы для фильма практически без звезд (Ду Сяо здесь нужен только как «подай-принеси», его персонажу в картине делать особенно нечего). Будет жаль, если на этом прокатная судьба картины завершится – уж больно хорош фильм и, несмотря на китайское происхождение, абсолютно универсален. И не думайте, что вас ждет монотонная унылость – любования природой (абсолютно заслуженные) тут не переходят границы разумного, местами весьма подробная экскурсия в жизнь кочевых племен смотрится с огромным интересом и вдобавок здесь есть несколько весьма захватывающих и напряженных экшен-сцен. Особенно хорош эпизод, в котором в снежную метель стая волков гонит табун лошадей кочевников в ледяное озеро – смотрится куда эффектнее и увлекательнее иных боевиков.
Итого,замечательное визуальное кино с экологическим и антропологическим подтекстом и небольшим налетом мистики ( там ,где волки,хотя и даже такой фантасмагоричный эпизод с перелезанием волков через стену вполне возможен).