A Better Tomorrow 英雄本色
Хо (Ти Лунг) был мафиозным боссом, но во время очередной сделки, которая, как он думал, должна была стать его последней, он оказывается в ловушке – а затем в тюрьме. Его лучший друг Марк (Чоу Юн-Фат) отомстил тем, кто напал на него, но сам стал калекой. Спустя три года Хо выходит из тюрьмы – он хочет начать новую жизнь ради брата (Лесли Чеунг), делающего карьеру в полиции. Однако прошлое вновь находит его.
Значение «Светлого будущего» для гонконгской киноиндустрии и жанра криминального экшена в целом трудно переоценить – это фильм, который научил киношников эксплуатировать романтику и героическую патетику, добиваясь удивительной вовлеченности. Фильм, который подарил жанру целый десяток сценарных ходов, разошедшихся на цитаты, оммажи и обычный плагиат. Фильм, изобретший совершенно новый, уникальный экшен-язык, в котором исключительная реалистичность соседствует с откровенной сказочностью – которые не перечеркивают, а наоборот, ловко дополняют друг друга.
Пожалуй, главное достижение Джона Ву как режиссера и сценариста заключается в том, что он полностью изменил жанровый ландшафт. Это кино сильных эмоций, которых Ву ничуть не стесняется – он рисует крупными, жирными мазками, разбрызгивая краску во все стороны, но так, что остаться равнодушным невозможно. Крупные планы взмокших от пота и слез лиц, хаотичная стрельба с двух рук, сентиментальная музыка и Чоу Юн-Фат, который здесь то безобразия красив, то изуродован до неузнаваемости… Ву устраивает одну ковровую бомбардировку за другой, и аляповатость, небрежность его стиля обманчива – он целенаправленно снимает фильм широких жестов. Если дружба, то такая, чтобы в огонь и воду, если ненависть, то такая, чтобы сводило зубы и сжимались кулаки – «Светлое будущее» заставило зрителей переживать и чувствовать, это мастер-класс игры на эмоциях.
Фильм сделал значительный шаг вперед и в чисто техническом плане. Да, захватывающие погони и перестрелки мы видели и раньше (в первую очередь, конечно, вспоминаются фильмы цикла «Длинная рука закона», из которых Ву, не будем лукавить, явно кое-что позаимствовал), но в «Светлом будущем» они приобрели глянцевую отточенность и франтоватый лоск. Чоу Юн-Фат, расстреливающий с двух рук банду тайваньских убийц (подхватывая в рапидах пистолеты, заранее спрятанные в цветочные горшки), мгновенно превратился в икону – жанра, стиля, поколения. Он здесь по-настоящему «отрывается», отчасти даже переигрывает, однако добивается главного – привносит в своего героя немыслимую жизнь и энергетику. Вместе с Ти Лунгом и Лесли Чеунгом у них получается по-настоящему запоминающееся трио, и хотя с тех пор Ву снял несколько более выверенных и изящных фильмов (по сравнению с теми же «Наемным убийцей» и «Круто сваренными» эта работа все же кажется грубоватой), «Светлое будущее» навсегда останется в особом статусе первопроходца.
Но Акира добавлял их, когда-то.
☆☆☆ 10 из 10 ☆☆☆