Интервью с Софией Кроуфорд
Гонконгские боевики рубежа 80-х и 90-х памятны не только своими главными героинями, но и злодейками, среди которых часто встречались девушки европейской внешности, также ставшие звездами жанра. Одной из таких была София Кроуфорд, снявшаяся в двух десятках боевиков с 1990 по 1993 год, впоследствии продолжившая карьеру каскадерши в Голливуде. Нам удалось найти Софию на фейсбуке и, к нашему удовольствию, София согласилась ответить на несколько вопросов о ее кинокарьере в Гонконге.
Я знаю, что в юности вы много путешествовали, но почему в конце 80-х вы решили остановиться в Гонконге и попробовать себя в его киноиндустрии? Тем более, что у вас, насколько я понимаю, тогда не было особых «боевых» навыков.
Большую часть детства я провела в маленькой деревне в Англии. Когда я была подростком, я действительно часто путешествовала. Например, в 1986-м мы с сестрой проехали своим ходом из Лондона в Индию, затем поездили по Непалу, Таиланду, какое-то время пожили на потрясающем пляже в Ко Самуи. Я не хотела возвращаться домой, мне очень понравилось в Азии, я хотела попробовать обустроиться там. Около года я прожила в Бангкоке, где зарабатывала уроками английского – мне удалось найти работу в большом отеле, где я преподавала английский язык обслуге. Там мне неожиданно предложили сняться для отельной брошюры – и с этого все и началось. Я подписала контракт с одним агентством и оно устраивало меня на небольшие роли в фильмы, которые снимались в то время в Таиланде. Многие из них снимали люди из Гонконга, я с ними знакомилась, разговаривала и в конце концов решила, что если я хочу строить карьеру в кино, то мне нужно ехать в Гонконг. Ко всему прочему, у меня был британский паспорт, то есть, с получением разрешения на работу проблем у меня бы не возникло. Когда я приехала в Гонконг, у меня не было никакого опыта в боевых искусствах, но я была готова учиться.
Говорят, что в плане боевых искусств с вами занимались люди из каскадерской команды Джеки Чана. Кто именно помог вам в этом плане больше всех и какие основные уроки, касающиеся съемок в боевом кино, вы из этих занятий вынесли?
У меня было много учителей. Сначала я занималась с Джоном Ладальски, Рэмбо Конгом и каскадерами из ассоциации Джеки Чана. Я познакомилась с другими ребятами с запада, которые жили в Гонконге и снимались в их боевиках. Мы с ними часто встречались в парке и занимались вместе. Они надавали мне советов и подсказали, в какие студии стоит зайти и занести свои фотографии. С многими из них мы потом вместе снимались, мы все подружились. Позже я познакомилась с Юкари Ошимой, она тоже очень многому меня научила – в числе прочего, значению настоящих, реальных эмоций в боевых сценах. Она была настоящей звездой экшена – поединки с ее участием смотрелись очень напряженными и опасными, но она всегда держала все под контролем. Она стала для меня настоящей наставницей, я очень ей благодарна.
Съемки в каком гонконгском фильме вам запомнились больше всего? Какие оказались самыми сложными и опасными?
Если говорить о гонконгском фильме, съемки в котором запомнился мне больше всего, это «История пистолета», потому что в нем я впервые снималась с Юкари. Еще на этих съемках я сломала себе ногу, когда прыгала сквозь дыру в стене – хотя все-таки доснялась во всех своих сценах. А мой любимый фильм – «Большая сделка», потому что это очень забавное кино, нам всем было очень весело на его съемках.
В Гонконге начала 90-х работало несколько «боевых» актрис европейской внешности. Была ли между вами «конкуренция» за роли?
На самом деле, актрис, которые не только снимались в Гонконге, но и жили там, было не очень много. Кое-кто летал туда-сюда, но обычно на пробах все сводилось к выбору между мной и Ким Пенн. Конечно, дух соперничества тут определенно был, хотя при встрече мы всегда были дружелюбны и приветливы друг с другом. Работа была нужна обеим, поэтому мы просто показывали, на что способны, на пробах, и ждали, когда продюсер и режиссер сделают между нами выбор.
Вы провели в кино Гонконга около пяти лет, но за это время снялись в двух десятках фильмов. Почему вы решили покинуть Гонконг, ведь в 1993-м году, которым датируются ваши последние фильмы, индустрия еще была на пике?
Гонконг я покинула по многим причинам. Я прожила там пять лет и бесконечно благодарна за возможности, которые мне подарил этот город, но я не видела в Гонконге места для дальнейшего роста. Неожиданно стали популярными исторические «костюмные» фильмы, ролей для меня становилось все меньше и меньше. Юкари сказала, что уезжает на Филиппины, где будет снимать низкобюджетки со своим мужем, Филлипом Ко, и я поняла, что настало время паковать чемоданы, чтобы покорять Америку.
Ваша голливудская фильмография впечатляет обилием крупных фильмов и списком звезд, которых вы дублировали – Сара Мишель Геллар, Элайза Душку, Анна Фэрис, Сьенна Миллер, Рене Зельвегер, Кристина Эпплгейт… Но, насколько я понимаю, эти трюки были не в пример проще того, что вам приходилось исполнять для гонконгских фильмов?
Я бы не сказала, что в Голливуде трюки проще, чем в Гонконге. Труд каскадера весьма непрост, и неважно, в какой вы стране работаете. Когда я снималась в Гонконге, мне было не с чем сравнивать, но после того, как я начала работать в Голливуде, я поняла, насколько устаревшим было каскадерское оборудование в Гонконге. Сейчас, конечно, там все намного современнее, но вообще это невероятно, каких результатов им удавалось достичь! В то же время, на рубеже 80-х и 90-х в Гонконге сняли множество потрясающих боевиков с девушками в главных ролях, и я была разочарована, когда я приехала в Голливуд и обнаружила, что там экшен-ролей для женщин на порядок меньше. С тех пор, к счастью, многое изменилось – я щелкаю по каналам и постоянно натыкаюсь на дерущихся девушек!
Чем вы занимаетесь сейчас и есть ли шанс, что вы вернетесь в гонконгское кино? Сейчас там довольно мощный ностальгичный тренд, потихоньку возвращаются звезды 80-х и 90-х, может быть, вам уже предлагали появиться в какой-то картине?
У меня сейчас свой собственный бизнес, сервис персональных тренировок под названием Sophia-Fit, я занимаюсь со своими клиентами в зале Big John MacCarthy в Валенсии, что в Калифорнии. Время от времени я принимаю предложения поработать каскадершей или просто сыграть какую-то небольшую роль в кино, а еще несколько раз в неделю я занимаюсь боевыми искусствами. Скажу честно, из Гонконга предложений о работе мне не поступало, но вообще было бы здорово, если бы там запустили какой-нибудь проект с девушками «золотой эры», я поучаствовала бы с удовольствием.
Интересна парочка моментов:
Из какого фильма, где она бьет какого то чувака в японском халате? (на 0.54)
и где она в юбке, как будто сбежала со сьемок "Зены" или "Приключений Геракла"? (0.22 и 1.30)
https://www.youtube.com/watch?v=qgg-DH3Diqo
Очень интересное интервью, хочется продолжения или более развернуто, по главам :-)
Все самое интересное - кухня - осталось за кадром. Может, ей еще заслать вопросов не такого общего порядка, а поконкретнее?
P.S.: Прошу прощения за такое количество употербления слова "интересно", но иначе и не скажешь))