Donnie Yen Ji-Dan 甄子丹
Донни родился в китайском городе Кантоне и жил там до того времени, как ему исполнилось два года, после чего переехал в Гонконг, где жил до 11 лет. Затем вся его семья перебралась в Бостон, где Донни провел свои самые значимые для последующей жизни годы, начав изучать у-шу и тай-чи в школе своей матери, Bow Sim-Mark, владевшей самой известной тогда школой боевых искусств, Chinese Wushu Research Institute.
Донни оказался способным учеником, жадным до нового, которое он искал для себя в многочисленных фильмах, ради которых даже прогуливал школу. Его кумирами в то время (70-е годы) были такие гранды, как Александр Фу Шенг, Ти Лунг, конечно же Брюс Ли и только начинавший тогда Джекки Чан.
К началу 80-х Донни стало уже тесно в рамках Бостона, он постоянно самосовершенствовался, прикладывая свои боевые навыки не совсем туда, куда надо - почти каждый день бегая на знаменитую Combat Zone в своем городе, имеющую чрезвычайно дурную репутацию. Дабы спасти сына от судьбы какого-нибудь драг-дилера или вышибалы в ночном клубе, его мать отправляет мальчика в Пекин, в национальную команду по у-шу, где его тренировал тот же учитель, что сделал из Джета Ли мастера боевых искусств. Два года Донни учился под патронажем этого человека, но все-таки ему было этого мало, и он решил вернуться в США, по дороге заехав в ГонКонг, где чисто случайно попал на прослушивание в новый фильм Юэнь Ву-Пинга "Пьяный тай-чи". Ву-Пинг согласился взять его на ведущую роль (если разбираться по сути, то взяли его исключительно из-за того, что сестра Ву-Пинга оказалась бывшей ученицей матери Донни, и порекомендовавшей его на эту роль), но начала съемок пришлось ждать больше года - за это время Донни успел поработать дублером Эдди Ко, Саймона Юэня и самого Юэнь Ву-Пинга, снимавших в то время фильм "Miracle Fighters 2".
Тем не менее, "Drunken tai-chi" все-таки запустился в производство, и хотя Донни с самого начала не понравился стиль работы Юэнь Ву-Пинга (по его словам, тот совершенно ничего не объяснял своим актерам, просто выбрасывая их перед камерой и говоря, что надо сделать, а после, если ему что-то не нравилось, просто орал на несчастную жертву), этот фильм положил начало экстремально удачному творческому дуэту, снявшему несколько картин за последующие пять лет, до сих пор остающиеся классикой жанра. Что интересно, Донни не забыл и своих друзей из Бостона, пригласив Майкла Вудса и Стивена Бервика на небольшие роли в "Tiger Cage" и Джона Сэлвитти в "In the line of Duty 4".
Но всему когда-то приходит конец, и к концу 80-х Донни впервые решает попробовать вырваться из-под патронажа Юэнь Ву-Пинга, в последних его фильмах взяв на себя обязанности постановщика боев, а затем и вовсе уйдя в свободное плавание. Практически сразу же ему везет - роль в "Однажды в Китае 2" становится для него переломной. Цуй Харк, режиссер фильма, сам выбрал Донни как единственно подходящего партнера для Джета Ли, и, хотя официальным постановщиком боев значился Юэнь Ву Пинг, те два боя, в которых участвовал Донни, он ставил сам. Этот фильм принес актеру широкую известность в Гонконге, которая только подогрелась получением Йеном номинации на ежегодном гонконгском кинофестивале на лучшую второстепенную мужскую роль.
Именно тогда Донни показывает себя просто "мастером на все руки", демонстрируя отменное владение практически всеми стилями боевых искусств - от американского кикбоксинга до у-шу и тай-чи, продолжая совершенствоваться, дабы в каждом своем новом фильме предложить зрителю что-то новое. Все последовавшие за "Однажды в Китае 2" фильмы очень резко отличались от того, что делал Донни раньше - от "просовременных" городских балетов в "Клетке тигра" и "При исполнении 4", он переходит к широкоформатным постановочным историческим фрескам, требовавшим совершенно другого стиля боя - не такого прямолинейного и динамичного, как в вышеназванных картинах, а более постановочного и витиеватого - тут-то ему и пригодились все его навыки в классическом китайском кунгфу. Если брать его фильмы в частности, то, например, сцена в "Iron Monkey", где Йен исполняет знаменитый "shadowless kick" в сцене боя с шаолиньскими монахами, была признана критиками и зрителями одной из самых важных сцен в истории боевого кино последнего десятилетия.
Став настоящей звездой Гонконга, в 1993 году Йен неожиданно для многих почти полностью посвящает себя работе на телевидении, взяв на себя два сериала, мгновенно ставших хитами - "The KungFu Master" и "Fist of Fury". Первый из них, где Донни выполнял функции главного актера и постановщика боев, рассказывал о жизни и приключениях героя китайского эпоса Hung Hei-Kwan, в то время как второй стал вольным ремейком-перепевом на тему классического одноименного фильма Брюса Ли. Донни буквально лелеял это свое 30-серийное детище, ставшее любимчиком всех фанатов восточных единоборств, несмотря на телевизионный формат. Сыграв там главную роль, Йен автоматически вызвал целый шквал сравнений с Брюсом, причем, в основном положительных - он очень потрудился над перенятием стиля "короля экрана".
А затем настала очередь для нового шага - он режиссирует, ставит бои и играет главную роль в ленте "Легенда о волке", которая, несмотря на то, что сделала очень маленькую кассу, была очень тепло встречена критиками и обозревателями, мгновенно став культовой в узком, но верном своему идолу кругу поклонников. Буквально сразу же после "Легенды" Донни взялся за немного другой жанр - "оперу пистолетов и свистящих пуль", названную "Ballistic Kiss". Оба фильма были сняты буквально за копейки (500 тысяч гонконгских долларов), но Йен ухитрялся выжимать из этого скудного бюджета все, что можно, делая их красивыми визуально и наполненными внутренне. "Ballistic Kiss" отправили на токийский кинофестиваль, где Донни выдвигался как лучший режиссер-дебютант, при этом дойдя до финала, где из 50-ти лент осталось всего шесть, и Йен был единственным человеком из Гонконга. После этого фильма ему поступило предложение из Голливуда от компании Chrome Dragon, которая являлась дочерней компанией Фрэнсиса Форда Копполы. С ним говорили продюсер Том Ладди и, по словам самого Донни, "еще один продюсер, который был сценаристом "48 часов"" (по моим подозрениям, Стивен Е. Де Суза). Предложения, которые были выдвинуты, включали в себя именно режиссуру, но через некоторое время все сошло на нет из-за того, что Том Ладди ушел из компании. Практически сразу же после этого поступает предложение от... Стивена Сигала. Что интересно, при всем нигилизме Донни (чуть ниже почитайте его высказывания, это что-то...), он считает, что Сигал - один из лучших бойцов в Голливуде и уважает его как человека. Итак, поступает предложение быть second-unit режиссером следующего фильма Сигала (дело было в 98-м, так что я подозреваю, фильмом этим должен был стать "Патриот"). Что самое интересное, на персональной встрече Сигал настолько влюбился в Донни, что решил взять его на основную должность режиссера, но продюсеры жестоко обломали его, сказав, что не доверят новичку проект за 40 миллионов баксов.
Тем не менее, роман с "внешним кинематографом" не закончился для Донни этими неудачными проектами. В 1999 году его приглашают в Германию на должность постановщика/постановщика боев пилота для телесериала "Codename: Puma", сорвавшем отличный рейтинг в день показа. Сериал запустили в производство, и на данный момент Донни поставил уже восемь серий. Также Донни заметили и в Голливуде - с ним подписала контракт на три фильма Dimension Films. В данный момент он полностью поглощен работой над первым из них, "Горцем 4", где выполняет функции постановщика боев и актера. В то время, как ведущие партии играют Кристофер Ламберт и Адриан Пол, Донни Йен исполняет роль их друга, одного из бессмертных, и по его словам, играть ему приходится как экшен, так и драму.
Некоторые факты и высказывания
1) Йен достаточно нелестного мнения о многих своих коллегах. В интервью он называл своего наставника Юэня Ву-Пинга абсолютно непрофессиональным режиссером, утверждал, что Цуй Харк во всем слушается свою жену, которая подсказывает ему правильные ходы, а Чинг Сиу-Тунг уж слишком задолбал всех своими развевающимися простынями. Уважает он Бенни Чана ("Большая пуля", "Кто я?", "Полиция будущего"), который ставил пару серий для его телесериала "Кулак ярости". Но уважает только за профессионализм, считая, что в последнее время Бенни слишком "overrated".
2) Мало того, что он нелестного мнения о других людях, он ненавидит многие свои фильмы. Небольшой диалог из интервью:
И.: Сейчас, когда мы можем окинуть взглядом всю твою карьеру, я вижу несколько... эээ... не совсем удачных фильмов, например "Cheetah on Fire" или "Crystal Hunt".
Донни Йен: Я не горжусь этими фильмами, но ведь каждый должен как-то зарабатывать на жизнь. Поэтому пришлось поступиться гордостью, чтобы заплатить по счетам. Это довольно просто. А вообще я эти фильмы ненавижу.
И.: Вообще-то мне нравится один из ваших старых фильмов, "Holy Virgin VS. Evil Dead", это действительно великий фильм, если вы будете смотреть его с подходящим настроением.
Донни Йен: Я их все ненавижу.
Коротко и ясно.
3) Если говорить о Голливуде, то Йен обожает фильмы Майкла Бэя, и считает, что "Скала" и "Армагеддон" - чуть ли не высшие достижения цивилизации. В Гонконге очень уважают грамотный монтаж, и именно на эти технические вещи обращает внимание и Йен, когда утверждал, что "Блэйд" намного превосходит все, что сейчас делают в Гонконге. Но, с другой стороны, еще один из его любимых фильмов - "Умница Уилл Хантинг".
4) Мало кто знает, что веревку для своего исторического персонажа из "Однажды в Китае 2" Донни придумал сам, причем, по версии Йена, происходило это примерно так: на съемках присутствовал Юэнь Ву Пинг, ставивший бои, режиссер Цуй Харк и собственно Йен. Диалог:
Юэнь Ву Пинг: "Ну, что ты хочешь сделать?"
Донни Йен: "А что вы хотите, чтобы я сделал?"
Юэнь Ву Пинг вопросительно смотрит на Цуй Харка.
Цуй Харк: "Да, что ты хочешь сделать?"
Донни Йен: "А где камера?"
Цуй Харк ставит камеру.
Донни Йен: "Ну, как насчет этого?" (начинает показывать некоторые возможные движения с веревкой)
Цуй Харк: "ОК, снимаем".
Вот так вот в творческих муках рождался шедевр...
https://maactioncinema.com/archives/13217
Да и в "Уся" и в "Особой личности" он весьма бодро и активно машет и руками и ногами.
самый классный постановки боёв
Видела его систематически, но обратила внимание в "14 клинках". Именно как на актера, а не бойца. Где-то через год посмотрела Ип Мана и поняла, что очень нравится. У него очень сильная харизма, способности к драматическому жанру и вместе с тем Донни - исключительный мастер экшена. Очень добросовестный и разнообразный боец: если Вин Чун - значит Вин Чун, глефа - покажет мастерство владения глефой, и.т.д. Есть у него, конечно несколько коронный приемов, которые он периодически показывает, но это не напрягает. Все бои зрелищны, даже те, которые он просто ставил. Имхо, один из самых талантливых людей, снимающихся в этом жанре.
Последние фильмы говорят о том, что он что-то пытается переосмыслить, посмотрим. куда это его приведет.
Лицо тихони-неудачника, поэтому даже в супер-фильмах про Ип мена лицо плохо передает чувства. Знаете, есть в нете гуляет картинка про Сигала. Типа мимика Сигала в разные моменты (ярость, уныние, удивление, радость, отчаяние, печаль) и вставлена одна и та же картинка. Так и Донни Йен. Конечно будут несогласные с моим мнением, но я считаю именно так.
Видно, что мужик с гонором, но это не минус.
Мне не понятно другое, почему один из лучших фильмов ГК "Ип Ман", оказался за пределами 20-ки?
Практически все фильмы топа 100 лучших в разное время смотрел, за очень редким исключением.
Но этот фильм НЕ заслуженно занизили в рейтинге, поставив впереди откровенный трэш :(
Другое дело что много и тех, кто пробивается ТОЛЬКО благодаря связям, при отсутствии таланта,
или даже каких-либо способностей...у Донни Йена талант однозначно есть=)
При всей эйфории вокруг Джета Ли, считаю Донни Йена не хуже - вопрос лишь в раскрученности актера.
Однако немногочисленные бои Донни и Джета, безусловно - шедевры гонконгского кино.