Fan Siu-Wong 樊少皇
Борис Хохлов
April 20, 2010 at 12:37
3 / 6 869
Поклонники гонконгских экшенов 80-х наверняка помнят боевик «Над законом», в котором Юэнь Бьяо играл юриста, берущего правосудие в свои руки. Так вот, одним из главных героев фильма был щуплый подросток, который становился свидетелем преступления и трагически погибал, не дожив до финала. И играл его Луис Фан, впоследствии непредсказуемо выросший в одного из самых атлетичных, техничных и одаренных кинобойцов современного Гонконга.
Хотя Shaw Bros, на которой снимался его отец, закрылась в 1985-м, Луис не остался без работы – в 1986-м он снялся сразу в четырех фильмах на разных студиях, одним из которых стал тот самый «Над законом». И хотя у юного актера, как казалось, все было «на мази», его отец решил иначе и отправил Луиса в Шандонг изучать боевые искусства. Фан провел вдали от семьи и кино три года – его единственной ролью за период 1987-1990 годов было появление в документальном фильме «Драконы востока» (Dragons of the Orient, 1988), в котором он демонстрировал разные боевые стили.
По возвращению в Гонконг Луис получил главную роль в приключенческом боевике Стэнли Тонга «Воины каменного века» (Stone Age Warriors, 1991). Проект планировался большим блокбастером, съемки проходили в экзотических странах и к ним привлекали целые туземные племена, что в конечном итоге вывело бюджет за все допустимые границы, и заканчивать фильм Тонгу пришлось чуть ли не на коленке – как вспоминал режиссер впоследствии, ему пришлось распустить большую часть съемочной группы. Большого успеха фильм в конечном итоге так и не получил, зато помог Луису продемонстрировать кинопродюсерам свое новое атлетичное тело и готовность работать. Так что в следующем году он получил главную роль в тюремном боевике «История Рикки» (The Story of Ricky, 1992), экранизации японской манги. Фильм был переполнен высококлассным экшеном, но и ультражестокими кровавыми сценами, что предсказуемо подрезало ему крылья в прокате.
В 1993-м году Стэнли Тонг вновь приглашает Луиса к себе – на съемки боевика «Операция С» (Project S), но все это не помогает юному актеру стать настоящей звездой. Большинство его ролей 90-х – либо второстепенные в полицейских триллерах, снятых на студии Дэнни Ли Magnum Films («Отряд по борьбе с преступностью» (Organised Crime and Triad Bureau, 1994), «Портрет серийного насильника» (Portrait of a Serial Rapist, 1994), «Ограбление» (Twist, 1995)), либо главные, но в откровенно низкобюджетных боевиках, многие из которых уже успели кануть в Лету («Смертельные игры» (Death Games, 1997)).
Начиная с середины 90-х, Луис обращает внимание на телевидение, где его встречают намного теплее, чем в большом кино. Он подписывает контракт с TVB и появляется в ряде заметных кунгфу-сериалов студии – «Кулак мощи» (Fist of Power, 1995, вместе с Мун Ли), «Полубоги и полудьяволы» (Demi-Gods and Semi-Devils, 1996), «Хроники убийцы» (The Hitman Chronicles, 1996, с Луисом Ку и Чином Сиу-Хо), «Новый храм Шаолинь» (The New Shaolin Temple, 1998, с Джеки Ву), «Молодой герой Фанг Ши-Ю» (Young Hero Fang Shi-Yu, 1999).
С занятостью на ТВ он практически забрасывает большое кино – за период с 1997 по 1999-й год он не снялся ни в одном фильме. Но в конце 90-х он предпринимает попытку вернуться на большой экран – пусть даже и в низкобюджетном кино. Подряд выходят «Непобедимые» (Unbeatables, 2000), «Маска тени» (Shadow Mask, 2001), «Шпионское снаряжение» (Spy Gear, 2001), «Король силы» (Power King, 2002) и «Летящий дракон, прыгающий тигр» (Flying Dragon Leaping Tiger, 2002), дешевый клон «Крадущегося тигра», замеченный из-за того, что в его создании принимал участие сам Саммо Хунг.
Период 2001-2006 годов проходит для Луиса весьма активно – он много снимается (по четыре-пять фильмов в год), и хотя названия этих фильмов мало что скажут даже самым продвинутым любителям гонконгского кино, он остается на плаву, обрастает связями и, что немаловажно, совершенствуется как боец и как актер. Поэтому, когда в 2007-м начинается ренессанс боевого кино, он оказывается одним из тех людей, о ком продюсеры вспоминают в первую очередь.
В 2007-м выходит боевик «Кунгфуист» (Kung Fu Fighter) – по сути, не более чем клон успешных «Разборок в стиле кунгфу» Стивена Чоу. Главную положительную роль в фильме исполнил Ванесс Ву, а Луис сыграл главного злодея – и выглядел в этом амплуа более чем убедительно. В 2008-м на экраны вышли сразу четыре фильма с его участием – криминальная драма «Мох» (Moss), в которой он сыграл полубезумного нищего (а в прошлом наемного убийцу), боевик «На связи» (Connected), уся «Любовники-бабочки» (Butterfly Lovers) и – главное – экшен «Ип Ман» (Ip Man), в котором Луис сыграл, наверное, свою самую яркую роль за всю карьеру. Его герой – бандит, блестяще владеющий кунгфу, который переходит на «темную сторону силы», проиграв спарринг заглавному герою в исполнении Донни Йена – стал одним из главных украшений фильма, а боевые сцены с его участием завораживали. За роль в «Ип Мане» Луис получил номинацию на HKFA как лучший актер второго плана.
Неудивительно, что теперь Луис нарасхват – в 2009-м вышло четыре фильма с его участием, в том числе боевик «Кунгфу-повара» (Kung Fu Chefs), где он сыграл вместе с Саммо Хунгом и все тем же Ванессом Ву и уся-комедия «На тайной службе его величества» (On His Majesty Secret Service), а на 2010-й запланировано аж пять картин – и это уже не низкобюджетные поделки, а настоящие блокбастеры, в числе которых сиквел и приквел «Ип Мана» и фантастический боевик «Полицейские будущего» (Future X-Cops) с Энди Лау в главной роли. Жаль только, что все это пока что не приносит Луису главных ролей – но будем надеяться, что они не за горами. В конце концов, ему еще нет и сорока.
З.Ы. А Фан Мей-Шенг ты считаешь, как нормальный отец, должен был запретить своему сыну Луису Фану сниматься в подомном "треше"?
Ещё раз повторяю - у персонажа Луиса нет ни харизмы, ни обаяния. Он не забавен в образе самоуверенного забияки , не страшен в образе бандита. Одним словом - деревня.
Гордыня - это самурай Хаттори в "Затоичи". Это мастер Йим в "Однажды в Китае". Гордые, харизматичные герои. и кто на их фоне Луис в "Ип Мане"?
Нет, сравнивать эту роль с ролью Луиса в "Над законом" не стоит. Дерётся он хорошо, но создать цельный, интересный образ у него, из-за странных идей режиссёра не получилось.
Да и сколько того Луиса во второй части? Два эпизода и ни одной драки? Больше пострадал лишь герой Саймона Яма.
Аналогично с Луисом. Его роль в "Ип Мэне" в творческом аспекте значительно слабее чем в "Над законом".
Кого он там играет? Грубого драчуна - деревенщину, которого ставит на место настоящий мастер? Я не знаю какую задачу ставил перед Луисом режиссёр, но на выходе получилось нечто невразумительное. Кто его персонаж? Обыкновенный драчун? Тогда почему перед позорным проигрышем Ип Мэну он лихо выносит всех мастеров кунгфу города? Что режиссёр хотел дискредитировать китайские боевые искусства? Персонаж Луиса - настоящий мастер, только уж слишком эмоциональный? Тогда почему он становится в итоге обыкновенным бандитом, и при этом таковым и остаётся, сумев вписаться в организованное преступное сообщество Гонконга? Режиссёр решил ещё раз окончательно дискредитировать перед западным зрителем китайское кунгфу? Чтобы наверняка? А как же глубокомысленные рассуждения о моральном и философском аспекте ушу, отличающем его от западного мордобоя? Пустые басни? Да и бандит у Луиса вышел какой-то жалкий. Разве можно сравнить его банду с инфернальной шайкой из "Легенды о волке", а персонажа Луиса с настоящим исчадием ада - героем Бена Лама? Майкл Вудс - и тот в образе злодея смотрелся намного зловеще и убедительнее. В общем, не банда головорезов, а детский сад. Ттолько с женщинами и стариками могут драться.
Резюмирую - как опасный противник Ип Мэна, бандит и разбойник персонаж Луиса совершенно не харизматичен. Ему до персонажей Вудса, Лама и даже Нгая Синга как пешком до Юпитера.
А как недотёпа-деревенщина его персонаж совсем не обаятельный и не смешной. Обыкновенный заносчивый грубиян, которого только и хочется обучить хорошим манерам посредством рук, ног и метёлочки для смахивания пыли.
Не стану спорить, может таков был сумбурный замысел режиссёра, и Луис, выполняя его установки, пал жертвой его невнятный идей. Но факт налицо - образ получился совсем уж непонятный.
И сравнивать эту роль с блестящей ролью лукавого, но чистого сердцем мальчишки, чья гибель заставляет слёзы наворачиваться на глаза - увольте.
deimon, да что с тобой такое? Это сейчас у него пик творческой карьеры.
Увы, в дальнейшем в его ролях всё больше и больше наблюдается признаки творческого спада, и я бы даже сказал - некой творческой усталости.
Вот его отец, кстати - http://hkcinema.ru/actor/224