Operation Scorpio 蝎子战士
Шанхай, 20-е годы. Юный Ю Шу (Чин Кар-Лок) никак не может сосредоточиться на учебе – в его голове только рисование и кунгфу, которое паренек очень хочет выучить. Однажды вечером он оказывается возле дома начальника полиции (Армстронг Юэнь) и впутывается в дело, решить которое ему не по зубам – он помогает бежать служанке (Мэй Ло), которую хотят продать местному работорговцу (Виктор Хон). Еле удрав от наймитов шерифа, он навлекает гнев властей на своего отца (Ву Фунг) и вылетает из школы, зато находит приют в ресторане своего дяди (Лиу Чиа-Лянг), который, незаметно для юноши, начинает обучать его премудростям боевых искусств. А они Ю Шу понадобятся – сын работорговца (Ким Вон Джун) шутить не любит и привык получать все, что захочет.
Лиу Чиа-Лянг, будучи одним из ведущих постановщиков «боевого» кино в конце 70-х, в 80-х оказался задвинут на задний план «младой порослью» Гонконга, среди которой, кстати, было немало его собственных учеников. Уступив режиссерское кресло более «продвинутым» постановщикам, он переключился исключительно на хореографию поединков, хотя, судя по «Операции «Скорпион»», его влияние распространялось много дальше – весь фильм несет на себе отпечаток старого доброго «chop-socky».
Разумеется, фильм выглядит весьма стильно и современно, однако сюжет на все сто процентов принадлежит эре Shaw Bros. и Ceasonal Films. Непоседливый юноша, который в начале фильма не умеет сражаться, но к финалу изучает боевые искусства настолько, что оказывается способным победить врага, с которым не справился его учитель; сам учитель, который тренирует подростка так, что тот даже не замечает этого (в данном случае – заставляя жарить еду в огромных котлах, молоть рис и таскать воду); плоский, как рисунок, но агрессивный, как стая акул, злодей; невинная девушка, из-за которой и заваривается весь сыр-бор… Отличия лишь в постмодернистской параллели с комиксами да обильных веревках – в остальном все очень старомодно.
В этой старомодности, впрочем, нет ничего дурного – как показывает практика, даже такие затертые сюжеты вполне работоспособны при условии присутствия талантливого постановщика – как обычного, так и «боевого». Очень хорошая динамика и вполне ровно изложенный сюжет не дают повода придраться к драматической стороне (хотя актеры играют слабовато), а что же до поединков… Поединки – это как раз то, ради чего картину стоит смотреть в первую очередь.
Во-первых, весьма оригинален боевой стиль главного злодея – вынесенный в название фильма «скорпион» - это именно он, и в бою он ведет себя соответственно – чего стоит одна его стойка (плашмя, с одной ногой, задранной наподобие жала)! Исполняющий эту роль кореец Ким Вон Джун потрясает – и пластикой, и отточенностью движений, и одним своим внешним видом излучает ощутимую угрозу. К тому же, на его долю пришелся и самый впечатляющий трюк фильма, названный лично мной «мордой о ступеньки» (надо бы копирайт проставить) – он вылетает головой вперед через витраж и примерно с двухметровой высоты шлепается лицом и правым плечом о ступеньки расположенной под окном лестницы. Все это снято одним планом, без монтажных склеек, и руки перед собой во время падения актер не выставляет – даже кукла бы взвыла от боли.
Хорош и Лиу Чиа-Лянг, причем безо всяких скидок на возраст – он одинаково здорово смотрится и в сценах «обучения» (кстати, они тоже совсем неплохи), и в финальном бое, в котором ему приходится выступить сначала против Юэня Така (тот, правда, долго не выстоял), а затем сразиться и с самим «скорпионом» - этот последний поединок длится ни много, ни мало 20 минут и поставлен и заснят так, что перевести дыхание не удастся. Конечно, без веревок и обычных монтажных и операторских уловок (есть даже обратная перемотка, устаревшая уже в 70-е) не обошлось, но они не отвлекают на себя внимание и воспринимаются довольно органично. Если ленту за что-то и ругать, то только за то, что авторы решили совместить несовместимое, и в результате фильм местами производит впечатление сюрреалистического бреда – в одном месте собрались и комиксы, и триады, и работорговцы, и «скорпионы», и французы-бодибилдеры в обтягивающих костюмах (их представляет Фрэнки Чан, совсем, кстати, на француза не похожий). Коктейль настолько ядреный, что если попробовать пить его мелкими глотками, можно и подавиться – такие смеси необходимо глотать залпом.