The Longest Summer 去年烟花特别多
Апрель 1997 года, до передачи Гонконга Китаю осталось всего пара месяцев. В городе ситуация, близкая к панике – никто не знает, чего ожидать, каким будет будущее. И полиция, и триады призывают всех взять себя в руки, хотя боссы и сами уже не очень уверены в завтрашнем дне. Расформировывается отряд элитных британских солдат, набранных из числа китайцев, – после более чем 20-летней службы. Эти люди не могут найти себя в гражданской жизни, так как помимо службы ничего не умеют, и несколько друзей из числа этого подразделения решают ограбить банк. Но план срывается – буквально за две минуты до их появления там на банк совершает налет другая группа гангстеров. Кровавая катавасия под озаренным праздничным салютом небом началась…
Фруту Чану явно не дают покоя лавры Вонга Кар-Вая. И Джона Ву. И Цуй Харка, похоже, тоже. Так же, как и десятков других режиссеров. И он очень хочет доказать сразу, окончательно и бесповоротно, одним лишь своим фильмом, что чувствует ветер перемен, визуальную стилистику и брутальность кровавых поножовщин намного лучше, чем его более именитые коллеги. И снимает «Самое долгое лето» – крайне амбициозный и претенциозный проект.
Главная его амбициозность заключается в том, что снимался он действительно в июне 1997 года, и вместо того, чтобы любоваться красивейшим салютом, съемочная группа, не покладая рук, снимала фильм на его фоне. В связи с этим сразу же напрашиваются два не очень утешительных вывода. Во-первых, красота празднеств настолько покоряет, что за любованием торжеств Фрут Чан часто забывает о сюжетной линии, допуская огромные «видовые» вставки церемонии, что значительно замедляет картину. Во-вторых, так как шансов сделать сотню дублей, расчистить площадку для съемок и обеспечить нужные погодные условия практически нет, качество съемки весьма неоднозначное – до художественных изысков Кристофера Дойла в фильмах Кар-Вая тут еще очень и очень далеко.
Сюжетная линия второстепенна, причем даже не по отношению к визуальному ряду, а по отношению к главной идее картины – как влияет на людей страх перед переменами. У Чана получилось хорошо и довольно ловко разрулить идейное наполнение, поставив жирную точку в финале, но вот почти два часа, которые приходится высиживать до того, как наступит кульминация, даются режиссеру намного сложнее. Помимо наблюдения за героями, поведением организованных структур и обычными людьми на улицах (что в какой-то степени приближает фильм к документалистике), все, что Фрут Чан оказался способным выжать из себя – несколько невнятных диалогов между героями по поводу того, «как же мы будем жить дальше, когда все вокруг такие козлы». Смотреть и слушать это нытье не очень интересно, сюжет двигается рывками и не представляет из себя ничего оригинального (как всегда, проблемы «отец-сын», «старший брат – младший брат», «триады – честный парень»), поэтому впечатление «Самое долгое лето» оставляет весьма заунывное – как раз под стать названию.
Но тем, кто интересуется Гонконгом, посмотреть фильм определенно стоит. Помимо неплохих ролей Тони Хо и Сэма Ли здесь можно увидеть почти документальную хронику событий лета 1997 – с демонстрациями, телевизионным ажиотажем и мнениями людей по этому поводу (ведь авторы фильма, начиная его снимать, сами не знали, что их ждет 1 июля, в первый день в составе Китая). Смотрите только не усните раньше времени.