Fox Tomb Shadow 狐墓迷影
В основе сюжета «Тени лисьей гробницы» одноименный приключенческий роман, но не один из классических, а интернет-новелла, опубликованная на китайской платформе iQiyi, также выпустившей и его экранизацию. Главный герой этой истории – потомственный исследователь гробниц Чжоу Юньшэн, который однажды находит на рынке давно потерянную родовую табличку своей семьи, которая может пролить свет на тайну исчезновения его отца. Объединившись с братом и сестрой из другой семьи охотников за сокровищами, Юньшэн приступает к поискам древней гробницы Белой лисы, но на нее же нацелились и японцы, которые каким-то загадочным образом не отстают от наших героев ни на шаг.
Есть режиссеры, которым опыт не идет на пользу – решив, что не стоит чинить то, что не сломано, в какой-то момент они просто перестают отдавать себе отчет, что индустрия ушла далеко вперед, оставив их позади. Ван Цзы – именно такой режиссер. Он стоял у истоков китайского интернет-кинематографа и в середине десятых годов снимал с пулеметной скоростью, пользуясь тем, что спецов по развлекательному жанровому кино в те годы было мало, но вместо того, чтобы расти и развиваться, застрял в болоте посредственности, и по итогу в 2022 году он снимает ровно так же, как и тогда, а ведь, как говорила секретарша Верочка в «Служебном романе», это же неприлично!
Даже если вы непрофессионал в этом деле и не очень понимаете, что не так с режиссурой «Тени лисьей гробницы», вы гарантированно почувствуете, что это очень скучное кино. Понятно, что тут частично виноват и роман-первоисточник, который берет самые расхожие и банальные сюжетные ходы подобных книг, перемешивает их и раскидывает в произвольном порядке, но талантливый постановщик может вдохнуть жизнь даже в подобных големов, в то время как Ван Цзы попросту отрабатывает номер.
Достаточно внимательно посмотреть любую разговорную сцену, чтобы заметить, как банально и безыскусно она снята – герои встают друг напротив друга и начинают разговаривать, практически не шевелясь и никак друг с другом не взаимодействуя. Оператор без особой тонкости чередует крупные и средние планы, монтажер ставит в кадр тех героев, которые в данный момент говорят – это скучно до зубовного скрежета. Парадоксальным образом пик этой скуки приходится на финал – денег у авторов очевидно было мало, поэтому вместо того, чтобы снять какие-то яркие флэшбеки и как-то разнообразить происходящее экшеном, они заставляют героев проговорить вслух все, что осталось за кадром, что выливается в десять, а то и пятнадцать невыносимо бесконечных минут унылой говорильни.
Есть фильмы, которые язык не поворачивается полноценно ругать, потому что видно, что их авторы искренне старались, просто им чего-то не хватило – опыта, бюджета, времени. Авторы «Тени лисьей гробницы», возможно, тоже старались, однако по результату этого не видно – это максимально статичное, ленивое и дешевое ремесленничество, морально устаревшее и в этом смысле даже вредное – пока такие фильмы еще появляются, китайское онлайн-кино в целом, как явление, никогда не избавится от запашка низкопробной трэшевости.