Impasse 悬崖之上
1931 год, в северо-восточную часть Китая заброшены четыре тайных агента. Их тренировали в СССР, и их цель – добраться до Харбина, где им предстоит провести некую операцию «Утренняя», суть которой на этом этапе держится в тайне. На месте четверку встречают помощники, но кому из них можно доверять, а кто двойной агент, так с ходу и не поймешь.
По меркам Чжана Имоу «Над обрывом» – фильм прямолинейный и сравнительно простой. В нем нет никакого тайного смысла, нет второго дна, и даже драматическая составляющая пряма и в каком-то смысле бесхитростна – смерть превыше бесчестия, а общественное всегда превыше личного. Те, кто застал Советский Союз, обязательно почувствуют в «Над обрывом» что-то родное, давно забытое – фильм и правда очень сильно напоминает советские шпионские детективы про разведчиков времен Великой Отечественной и Гражданской войны, разве что только сделан с невиданными для нашего кино тех лет напором и жесткостью.
Чжан Имоу бросает зрителя в водоворот экшена с первых же кадров – героев даже не успевают толком представить, как случается первый сюжетный перевертыш, сопровождающийся легкой перестрелкой и веткой, воткнутой в глаз. С намеченного курса постановщик больше не свернет – хотя с какого-то момента появляется ощущение, что интрига ходит по кругу, на экране постоянно что-то происходит, а плотность сценарных поворотов столь высока, что в рамках одной сцены сюжет может вильнуть с полдюжины раз (очень показателен в этом плане эпизод с засадой у кинотеатра).
Детективная интрига, экшен и едва намеченные узелки драматизма (двое из четверых агентов – супруги, которые были вынуждены несколько лет назад оставить своих детей в Харбине, сейчас они хотят их вернуть, но не могут позволить себе отвлечься от задания) превращают двухчасовой фильм в крайне увлекательное и совсем нескучное зрелище, гипнотичность которого усиливают стильная операторская работа (это очень снежное кино) и крепкие актерские работы – причем, как ветеранов, так и юной звездочки Лю Хаоцюнь в роли самой юной из нашей четверки.
Безусловно, это кино – пропаганда, но не в большей степени, чем «звездно-полосатый» пафос Голливуда, и это ничуть не мешает наслаждаться фильмом с точки зрения чистого жанра. Самое сложное для современного зрителя, воспитанного «гуманистическим» Голливудом – эмоционально подключиться к героям, которые в случае выбора между спасением близкого человека и выполнением задания без тени сомнения выберут последнее, но Чжан Имоу, надо отдать ему должное, сделал максимум для того, чтобы превратить их кажущуюся черствость в поистине героическую монументальность.
Не прочла бы рецензию - честное слово, не собралась бы смотреть).