The Climbers 攀登者
1960 год, троица китайских альпинистов во главе с Фан Учжоу (Джеки У) добирается до вершины Эвереста, но из-за потерянной по пути видеокамеры первопроходцы не могут зафиксировать восхождение. Сразу после этого Китай сворачивает альпинистскую программу, чтобы вновь развернуть ее лишь в начале 70-х. Фан Учжоу вместе с двумя боевыми товарищами возвращается в тренировочный лагерь, чтобы подготовить команду для нового восхождения – и на этот раз уже официально зафиксировать подъем.
Дэниел Ли – признанный мастер размашистых блокбастеров, но его фильмы часто страдают от избыточной сентиментальности, граничащей с дурновкусием. Не стали исключением и «Альпинисты», которые из-за прямолинейной режиссуры и своей «заедающей» сюжетной структуры под конец начинают изматывать своим мелодраматическим (и, конечно же, национальным!) пафосом уже на каком-то ином, почти физическом уровне.
Обычно в кино используется трехактная структура с завязкой, развитием и кульминацией, но «Альпинисты» построены несколько иначе, с перекосом. Завязка и развитие здесь занимают половину фильма, после чего начинается череда кульминаций – герои раз за разом пытаются покорить гору, но каждый раз отступают, подсчитывают потери, снова собираются – и опять бросаются в бой. Это не только сбивает градус драматического напряжения, но и лишает необходимого накала заключительное, победное восхождение – авторы не стали в сотый раз заострять внимание на том, как трудно дается каждый шаг на пути к вершине, и в итоге кажется, что никаких сложностей героям последняя попытка не доставила.
Еще больше высасывают из фильма энергию явные попытки манипулировать чувствами зрителя с помощью самых бесстыдных приемов и клише из арсенала латиноамериканского «мыла». Возлюбленная, кашляющая кровью, слабеющая и умирающая прямо во время сеанса радиосвязи, старые обиды и примирения, сентиментальные нарезки на тему «вспомним, каким славным парнем он был» – в ход идет все, что может хотя бы теоретически вызвать сопереживание, но это выглядит нарочито и искусственно даже в исполнении хороших актеров и работает скорее против фильма.
Безусловно, в «Альпинистах» много эффектных кадров, снятых в заснеженных горах, достаточно здесь и экшена – причем, полуфантастического, придуманного и исполненного с хорошим таким, типично китайским перебором (и, к сожалению, преимущественно слабоватыми спецэффектами). Большую часть экранного времени с его помощью авторам удается удерживать внимание, но с какого-то момента перестает помогать и он – хочется, чтобы герои уже наконец дошли туда, куда они все так стремятся, и пустили уже финальные титры.
Если подобное не пугает в принципе - фильм можно посмотреть с нескрываемым удовольствием. Все-таки удается этим муравьям показать свои идеалы так, как не снилось даже подгнившим американцам, каждое утро клянущимся в верности своему флагу и стране в своих плохо отапливаемых школах. И хотя мы знаем многие тухлые исторические реалии Китая, но стремиться к чему-то лучшему, пусть даже путем романтизации и идеализации - нет в этом ничего зазорного, а, возможно, даже кого-то из зрителей сподвигнет на пару-другую добрых душевных порывов.
Отдельно хочется отметить визуальную составляющую. Таких трюковых приключений с альпинистами, пожалуй, еще не показывали ни в одном фильме. Все эти "подвиги", конечно - мы все понимаем, - чисто киношные, но очень хорошо добавляют ощущению драматизма и опасности всему происходящему. Джеки Ву эта роль идет, как влитая, потому как даже здесь ему удается, не нанеся ни одного удара, показаться крутым мастером, полетать на тросах, поймать ледяной столб на спину и спасти десяток человек, не погибнув, а так же еще масса всего былинного, от чего у Ильи Муромца от зависти выпали бы все волосы на бороде.
Основной минус фильма - перегиб палки по части нагнетания драмы в конце. Этим страдают многие подобные эпики, но тут могли бы слегка отпустить вожжи и поменьше умирать и лить слезы от умиления. Особенно ненужной кажется смерть героини Джан Цзы (даже если этот персонаж был на самом деле и так же нелепо умер от того, что просто не хватило ума делегировать хоть кому-то часть своих полномочий - вплоть до переговоров по рации). Но, тем не менее, все это не способно испортить общих положительных впечатлений от просмотра и как-то даже смело утверждать, что фильм-то, блин, хороший. И по-советски душевный, с привкусом того самого кинематографа, загнувшегося в нашей стране в конце 80-х.
P.S.: sery.y, Джеки появляется в середине финальных титров в образе одного из постаревших героев.
Экшн есть , по мне Эверест (2017) в этом смысле лучше будет .
Можно и посмотреть.
И еще, Джеки Чана я не увидела :-) Возможно, сейчас доступна только какая-то обрезанная пиратская копия из кинотеатра? Скорее всего, потому что тема Ху Гэ, по-моему, не раскрыта, а на него очень многозначительно намекают в процессе.