The Chinese Pilot 中国机长
Лю Чжанцзянь (Чжан Ханьюй) – опытный пилот, возглавляющий экипаж регулярного рейса 8633 компании «Сычуаньские авиалинии» из Чунцина в Лхасу. До некоторых пор полет проходит нормально, но затем лобовое стекло по непонятным причинам дает трещину, а следом и вовсе лопается, так что второго пилота (Охо Оу) частично высасывает наружу. Завершать полет и сажать самолет команде придется в экстремальных условиях.
Когда в 2018 году на одном из рейсов «Сычуаньских авиалиний» произошла вышеупомянутая ситуация, стало ясно, что без фильма по ее мотивам не обойтись. Экипаж во главе с Лю Чжанцзянем и правда проявил чудеса героизма и умудрился благополучно завершить рейс без жертв – это же настоящее «чудо на Гудзоне» китайского разлива! Но на практике выяснилось, что, при всей внешней эффектности этой истории, фильм тут делать особенно не из чего – для него нужны драматические события, переживания и повороты, а в истории о том, как команда сделала свое дело, их особенно не наблюдается.
Тем не менее, Эндрю Лау как режиссер сделал все возможное – вцепился в каждое мало-мальски важное событие мертвой хваткой питбуля. Одна из стюардесс упала и ударилась? Сделаем трехминутную драматическую перекличку, в которой та никак не может встать. Один из пассажиров начинает психовать? Превратим это в бенефисную сцену для главной стюардессы (очень эффектная Иоланда Юань), которая демонстрирует поистине железную выдержку и всегда может найти правильные слова. При посадке отказывает основной тормоз? Будем обыгрывать максимально драматично нажатие ручного.
Лау даже не дали возможности поддержать напряжение драматическими переговорами, потому что из-за вылетевшего стекла услышать что-либо пилоты не могли (авторы не позволили себе художественного домысла даже в мелочах, воспроизведя реальную историю рейса 8633 с скрупулезной точностью), так что все, что ему осталось, это играть на встревоженных глазах диспетчеров сразу нескольких контрольных пунктов. И в этой ситуации уже сложно оценивать фильм, как художественное произведение – он превращается в подвиг талантливого режиссера, которому прощаешь все. Прощаешь даже то, что заканчивается фильм, по сути, на 85-й минуте – после этого нас ждет еще почти полчаса «бонусных» сцен с демонстрацией филигранной работы китайских спасательных служб, чествованием героев и развязыванием узелков маленьких «личных» историй пассажиров и членов экипажа, которые Лау предусмотрительно разбросал в первой половине фильма.
В то же время, с технической точки зрения «Китайский пилот» предсказуемо безупречен – никакой экономии в кадре, все выглядит дорого и богато, вполне на мировом уровне. Понимая, что драматические события нужно «экономить», первые двадцать минут авторы посвятили весьма любопытному погружению в то, как работает (в идеальном, конечно же, мире) авиалиния – проверка пилотов и стюардесс, тестирование самолета, изучение маршрута. От актеров здесь не требуется ничего сверхъестественного (тот же Чжан Ханьюй большую часть фильма просто сидит в кресле пилота, нажимая всякие рычаги и напряженно всматриваясь вдаль), но им удается наделить своих персонажей какой-то монументальностью, необходимой для фильмов о настоящих героях.