Still Human 沦落人
Уже немолодой гонконгский строитель Люн (Энтони Вонг) доживает свой век в одиночестве –несчастный случай оставил его парализованным от груди и ниже, после чего от него сбежали и жена, нашедшая себе нового мужа, и сын, уехавший учиться в другую страну. Так как Люну нужен постоянный уход, его лучший друг (Сэм Ли) помогает ему найти филиппинскую сиделку – ее зовут Эвелин (Крисель Консунджи) и она не знает кантонский, но очень хочет остаться в Гонконге. Изначально настроенный к Эвелин скептически и даже агрессивно, Люн постепенно сближается с ней.
Разумеется, фильмов о нетипичной дружбе между инвалидом и здоровым человеком было снято уже немало – в Голливуде есть «Запах женщины», а если смотреть на недавнее прошлое, то тут, конечно, не обойтись без французской драмы «1+1», которая уже получила несколько ремейков (включая американский). Как и в этой картине, «Все еще человек» делает центральным героем парализованного мужчину, но дает ему в пару не чернокожего разгильдяя, а филиппинскую девушку, что весьма актуально для современного Гонконга – мультинационального и мультикультурного.
В итоге название картины играет сразу на двух уровнях – Люну предстоит осознать, что, несмотря на физическое увечье, он все еще человек, а Эвелин поймет, что бесправная прислуга в чужом городе – это еще не приговор. Очень аккуратно авторы нашли и общую точку для их взаимодействия, это не абстрактная «он одинок, она одинока», а вполне конкретные вещи – после инвалидности Люн потерял смысл жизни, а Эвелин пытается смириться с тем, что с работой служанки она должна забыть о своей мечте стать фотографом. Узнав об этом, Люн начинает подталкивать девушку к тому, чтобы вновь заниматься фотографией – так он снова находит возможность почувствовать себя нужным, а Эвелин получает так необходимую ей поддержку.
Написавшая и поставившая эту ленту Оливер Чан – дебютантка в полном метре, но этого почти не чувствуется, благо что продюсировал фильм опытный мастер авторского кино Фрут Чан. И хотя некоторые моменты в фильме сделаны грубовато, а кое-то чувствуются недосказанность и условность, это безусловно очень крепкая и цельная драма, способная встать в один ряд с лучшими гонконгскими картинами. Во многом это, впрочем, заслуга Энтони Вонга, который в роли Люна выдает перфоманс поразительной силы – после скандала с материковой киноиндустрией он снимается не так много, как раньше, и тем отчаяннее и эмоциональнее он вгрызается в этот сочный, богатый на полутона образ (награда HKFA за лучшую мужскую роль не просто заслуженна, тут просто не было других вариантов).
Экранная напарница Вонга, филиппинка Крисель Консунджи, получила сразу две номинации на HKFA, но взяла только «утешительный» приз как лучшая новая актриса, и это правильно – да, не потеряться на фоне такого мастодонта, как Вонг, уже дорогого стоит, но именно рядом с ним видно, как ей отчаянно не хватает опыта, тонкости, искренности. Тем не менее, как дуэт эта пара работает прекрасно, и в какой-то момент ловишь себя на мысли, что не просто следишь за сюжетом (все повороты которого, в принципе, предсказуемы), а по-настоящему наслаждаешься их взаимодействием – эти двое крайне располагают к себе на каком-то базовом, очень простом человеческом уровне. Очень хорош и Сэм Ли в простой, но обаятельной роли верного друга Люна, а вот ветеран Сесилия Ип, играющая отстраненную сестру Люна, неприятно переигрывает.
Как вишенка на торте, «Все еще человек» может похвастаться прекрасной музыкой и отлично снят – если в начале фильма тесная квартирка Люна создает клаустрофобический настрой, то постепенно это чувство сменяется теплым уютом. Странно и очень приятно получить такой фильм от современного Гонконга – города, о былом киновеличии которого сейчас напоминают только имена немногочисленных оставшихся легенд на постерах. На этот раз легенда не спасает кино со своим участием, а украшает.