The Moment of Pluto 冥王星时刻
Съемочная группа артхаусного фильма отправляется в китайскую глубинку, чтобы заснять аутентичное исполнение древней песни. Тех, кто до сих пор помнит, как правильно ее петь, осталось очень мало (во многом потому, что, по легенде, каждый, кто ее исполнит, в конце концов ослепнет), и в своих поисках четверка кинематографистов забирается в самую глушь.
Ближайший духовный родственник этого фильма – «Блюз Кайли» Би Ганя, тягучая, велеречивая и бессюжетная артхаусная эпопея, герои которой, пытаясь найти себя, терялись в пространстве и времени. Этим же путем идут и персонажи «Мгновения на Плутоне», для которых путешествие по китайской провинции становится, в первую очередь, экзистенциальным переживанием. По традиции настоящего фестивального махрового артхауса, у картины нет начала, нет финала, а вместо середины – череда разрозненных сцен, которые не собираются в единую картину, но формируют причудливую мозаику характеров, событий и смыслов.
Ключевую фразу фильма говорит оператор съемочной группы – молодая девушка (Ли Синьжань), которая поехала в эту экспедицию, потому что преклоняется перед режиссером (Ван Сюэбин), фильмы которого ей безумно нравятся, хотя она их и не понимает. В ответ на попытки постановщика наладить с ней контакт она говорит ему: «Не иди за мной – я могу завести тебя не туда. Не иди передо мной – я могу потеряться. Иди рядом со мной и будь мне другом», и это подход, который лучше всего характеризует то, что вам предстоит увидеть на экране. Большую часть времени камера «приклеивается» к одному из персонажей и просто молча за ним следует. Мы слышим его (ее) дыхание, видим из-за плеча то, что он (она) видит, пробираемся вместе с ним (ней) заброшенными лесными тропами, сидим на скамеечке перед заросшей мхом хижиной на фоне живописных пейзажей. В результате режиссер Чжан Мин добивается мощного эффекта погружения – можно, как та девушка-оператор, не понимать это кино, но оно наверняка заденет в вас какие-то потайные струны души.
В то же время, необходимо еще раз оговориться, что ценителям внятного сюжета и стройной драматургии здесь делать нечего. Даже персонажи сопротивляются привычным законам кино и не горят желанием раскрываться, мы узнаем о них лишь необходимый минимум – режиссер и сценарист ведет группу на съемки, хотя еще не закончил сценарий, женщина-продюсер не может найти инвесторов, молодой актер не уверен в себе, а уже упомянутая девушка-оператор, по всей видимости, бежит от разбитого сердца. «Мгновение на Плутоне» не рассказывает историю в привычном смысле этого слова, оно берет зрителя за руку и отводит в мир, где все дышит какой-то первобытной мистикой – мир вроде бы вполне реальный, но загадочный и незнакомый.