The Island 一出好戏
Сотрудники деловой фирмы едут на выходные на выездной тимбилдинг. Однако в море их настигает гигантская волна, спровоцированная, судя по всему, падением метеорита, о котором последние дни говорят буквально везде. Волна захлестывает корабль, и люди приходят в себя на скалистом берегу, как выясняется, острова. Предположив, что остальной мир уничтожен, герои решают, что самый верный и безопасный вариант – не пытаться вернуться на землю, а обустраиваться на острове. Но выясняется, что владелец фирмы (Юй Хэвэй) в «новом мире» ничего не может, так что власть захватывает неотесанный водитель автобуса (Ван Баоцян) – в прошлом солдат и дрессировщик обезьян. Но у Ма Цзиня (Хуан Бо) все-таки есть непреодолимое стремление попытать удачу и вернуться на большую землю – прямо перед ударом волны он узнал, что сорвал джек-пот в лотерее, и если цивилизация по-прежнему на месте, он станет миллионером.
Несмотря на не самую презентабельную внешность, далекую от киностандартов красоты, Хуан Бо – один из самых популярных и уважаемых актеров современного Китая, настоящий мастер драмы и гений комедии. От его режиссерского дебюта ждали многого и в каком-то смысле дождались – «Остров» собрал в китайском прокате почти 200 миллионов долларов, попав в десятку самых кассовых проектов года. Это бесспорно значительное достижение для фильма, снятого человеком без режиссерского опыта (если не считать одну короткометражку), но все-таки «Остров» – это больше убедительная заявка на будущее, чем настоящая удача.
Главная беда проекта, скорее всего, кроется в его амбициозности. На первый взгляд может показаться, что это просто приключенческая комедия о том, как кучка людей выживали на необитаемом острове, но амбиции Хуана Бо простираются много дальше. Это даже не комедия в полном смысле этого слова, а остросоциальная сатира, препарирующая общество и его устройство. По ходу дела власть на острове захватывают сначала грубая сила, потом капиталистическая смекалка, следом религиозная манипуляция на чувствах, и это не просто «фон», на котором развивается сюжет – нет, это и есть сам сюжет. Главный герой Ма Цзинь поочередно разочаровывается в каждом «общественном строе», прежде чем приходит к выводу, что все фигня, кроме честности и искренности. Готовы вы слушать два с лишним часа проповедь о том, что такое хорошо и что такое плохо? То-то и оно.
Хуан Бо как рассказчик определенно тяготеет к большим формам (повествовательные длинноты, рапиды и многозначительные пролеты камеры) и метафоричной иносказательности, за которыми прячет банальную нехватку событий – на острове за все время фильма не происходит ничего существенного, кроме того, что второстепенные персонажи (за редким исключением это просто кучка безымянных статистов) шныряют из одного лагеря в другой и прилежно иллюстрируют базовые принципы актуального на данный момент сюжета общественного строя – даже слишком прилежно, что не может не выдавать искусственность и надуманность всей сюжетной конструкции. Даже главная героиня в исполнении Шу Ци – не живой человек со своими взглядами и характером, а банальная сюжетная функция, одно из испытаний для Ма Цзиня.
Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что уже через час становится понятно, к чему это все идет, через полтора начинаешь нервно посматривать на часы, а через два уже ждешь не дождешься, когда наконец герои сделают все запланированные для них шаги и наконец-то закруглят эту «балладу о морали», в которую явно вложили немало усилий и средств (одна декорация перевернутого русского корабля, где герои находят себе приют, чего стоит), но недоложили тонкости и, увы, чувства меры.
За одно это фильму можно выдать медаль в наше время киноцинизма и спокойного проглатывания насилия. Тем более, что все это подано настолько легко, что даже "сложный", более чем двухчасовой хронометраж пролетает ПОЧТИ незаметно, и общий социальный посыл, считываемый без проблем, когда знаешь заранее, чем все кончится, совершенно не напрягает, потому что сама история не перегружает тебя и свободно, на расслабоне ведет за руку от начала к финалу повествования.
Кин, конечно, получился не идеальным. И это ПОЧТИ по части времени просмотра все-таки - будем честными - иногда чувствуется. Не настолько, чтобы напрячь, но под конец понимаешь, что можно было бы все то же самое выразить и чуть короче. Да и шуток могло бы быть побольше - все-таки Хуан Бо и Ван Баоцян в одном флаконе. И у обоих более чем достаточно возможностей в роли показать не только море своего обаяния, но и закрепить этот успех текстово. Эти два недостатка вовсе не делают фильм плохим, но, тем не менее, когда натыкаешься на хорошее кино с недоделками - это еще обиднее, чем что-то очень слабое, но с огромным нереализованным потенциалом.
P.S.: Во время титров есть сцены, продолжающие сюжет. Так же в наличии сцена после титров.