Wrath of Silence 暴裂无声
Чжан Баоминь (Сун Ян) – шахтер, у которого на все есть свое мнение, что делает его изгоем в своем поселке. В итоге, когда пропадает его сын, искать его Баоминю приходится, по сути, в одиночку – и более того, есть подозрения, что к исчезновению мальчишки может быть причастен кто-то из его врагов. Поиски заводят Чжана на другую шахту, где он переходит дорогу могущественному бизнесмену по имени Чан Ваньнянь (Цзян У). В свою очередь, под того упорно копает полиция, и ему срочно нужно заткнуть своего адвоката (Микки Юань), который слишком много знает.
«Гнев тишины» – один из тех фильмов, которые с трудом пробивались к своему зрителю через цензурный комитет. Законченный еще в прошлом году, он несколько раз переносился в прокатной сетке, а когда добрался-таки до кинотеатров, был отозван оттуда через две недели после премьеры. С самого начала ходили слухи, что тому виной насилие и общая брутальность, но насколько эти слухи правдивы, сейчас уже не скажешь – в своей финальной версии «Гнев тишины» не графичнее какого-нибудь голливудского боевика средней руки. А вот по поводу отношений в современном китайском обществе ему есть что сказать и, скорее всего, именно это стало его главной проблемой.
В картине три главных героя, и за ними легко угадываются целые архетипы. Начнем с простого работяги Баоминя – своенравного, горячего, но абсолютно бессловесного, в буквальном смысле этого слова (в юности в драке мужчина случайно откусил себе язык). Ему, по большому счету, плевать на все, что его не касается, но, в то же время, плевать и на авторитеты, если эти авторитеты каким-то образом стоят у него на пути. Чан Ваньнянь – птица другого полета. Это сдержанный, элегантный, интеллигентный бизнесмен, но под непроницаемой обложкой прячется безжалостный хищник, для которого существуют только его интересы. Третья сторона в этом уравнении – адвокат Сюй, флюгер, который хочет быть на стороне добра, но что-то упрямо держит его во тьме.
Что здесь такого по меркам цензурного комитета? По всей вероятности, то, что это уравнение не включает в себя полицию. Да, полицейские все время отираются на периферии сюжета (они подгоняют Ваньняня, заставляя его действовать жестче и быстрее), но основной конфликт эти трое решают сами между собой, без них, а все участие служителей закона сводится к одной надписи перед финальными титрами. Непорядочек!
«Гнев тишины» – фильм не самый динамичный, но смотреть его нескучно. И из-за прекрасной операторской работы, и благодаря уверенным актерским работам. Особенно отличился Сун Ян, создавший без единого слова яркий портрет крутого парня, который готов в буквальном смысле горы свернуть, лишь бы найти сына. В одной сцене он заявляется в офисе Ваньняня и устраивает потасовку с парой десятков его наймитов – без какого-либо сверхъестественного кунгфу, но Сун Ян играет его так убедительно, что веришь – тут, как с Данилой Багровым, сила в правде. Жаль только, что кино все-таки заметно тормозится в финальные полчаса – последний аккорд хотелось бы мощным и выверенным, но получилось смазанно и нудно.