Kaili Blues 路边野餐
Чэнь Шэнь (Чэнь Юнчжун) – доктор в небольшой провинциальной клинике на двух врачей. Его напарница – пожилая женщина-врач, рассказывает Чэню о своем возлюбленном, с которым ее разлучило время, и Чэнь Шэнь решает заглянуть в его родной городок, благо что едет в ту же сторону – он ищет своего племянника Вэйвэя, которого непутевый отец сплавил с глаз долой. По пути Чэнь Шэнь попадает в маленькую деревню Данмай, где время искажено.
Один из главных китайских фестивальных триумфаторов 2016 года, «Блюз Кайли» – настоящий, стопроцентный, дистиллированный артхаус, который трудно, временами прямо-таки невыносимо смотреть, но который прочно прописывается в памяти и заставляет возвращаться к нему снова и снова уже после окончания. Это гипнотичное кино, в котором нет единого связного сюжета и который крайне беспощаден к своему зрителю – в нем очень много длиннот, но, если вы отвлечетесь от экрана или, не дай бог, начнете перематывать кажущийся бесконечным статичный эпизод, вы рискуете упустить какую-нибудь важную деталь, без которой финальный пазл попросту не сложится. Чтобы лучше погрузить зрителя в атмосферу фильма, за кадром часто звучат стихи Чэнь Шэня – образные, сюрреалистичные, непонятные.
Чтобы немного облегчить расшифровку картины, нужно упомянуть, что это кино-фантасмагория. В Данмае Чэнь Шэнь попадает в мир, где прошлое и будущее тесно переплетены, и встречает уже взрослого Вэйвэя и женщину, очень похожую на его погибшую много лет назад жену, – все это в сопровождении баек о неких дикарях, которые водятся в этих местах. По-хорошему, в роли сюжета в «Блюзе Кайли» выступает история Чэнь Шэня и его знакомых – по ходу фильма нам будут подкидывать все новые и новые детали, позволяющие сложить воедино мозаику их непростого прошлого.
Что во всем этом может быть интересного? Сложно сказать, но с какого-то момента «Блюз Кайли» будто вводит в транс – примерно в середине картины Чэнь Шэнь добирается до Данмая, и здесь авторы выдают невероятный перфоманс, снимая все происходящее в деревне одним неразрывным кадром на сорок с лишним минут. За это время Чэнь Шэнь успевает несколько раз проехаться на мотоцикле с Вэйвэем, послушать импровизированный концерт (и спеть на нем), рассказать историю своей жизни парикмахерше, которая моет ему голову, а попутно оператор путешествует вместе с местной девушкой на другую сторону реки и возвращается назад.
Место это совершенно магическое, и заснято оно по-настоящему искусно – именно эта сцена во многом обеспечила «Блюзу Кайли» многочисленные номинации и призы за операторскую работу. А то, как уверенно и свободно она продумана, и как ловко вплетена в ткань повествования, подчеркивая главную экзистенциальную мысль картины о невозможности поймать прошлое, настоящее и будущее, заставляет обратить внимание на постановщика Би Ганя – для него «Блюз Кайли» стал дебютом, но уже видно, что в будущем этот режиссер еще не раз нас удивит.