Explosion 引爆者
Чжао Юйдун (Дуань Ихун) – подрывник, работающий в шахте. Очередной спуск не предвещал ничего особенного, но неожиданно рядовой взрыв разносит всю шахту, унося жизни четырех рабочих. Юйдун в шоке, и этот шок усиливается, когда хозяин шахты вешает всю вину за взрыв на него – но предлагает не сообщать об инциденте в полицию, приплачивая Юйдуну и семьям погибших за молчание. Казалось бы, живи себе дальше и радуйся, однако Чжао полон решимости выяснить, что же случилось в шахте на самом деле.
Китай – большая страна, и чем дальше в провинции, тем более дикие там нравы и тем сильнее в них влияние богатых людей, крутящих законом так, как им угодно. Как, в общем-то, и в России. И, несмотря на то, что прямо рассказывать об этом в кино не поощряется, периодически появляются мэйнстримные, вроде как развлекательные фильмы, которые прячут за «жанровостью» мощный остросоциальный подтекст.
«Взрыв» – как раз такое кино. С одной стороны, это нуарный детектив о герое-одиночке – отнюдь не совершенном герое без страха и упрека. В какой-то момент, когда ставки начинают расти, он соглашается взять деньги и пытается уехать, но обстоятельства вынуждают его остаться. Юйдун не знает, кому доверять – его женщина (Юй Нань) вроде бы горой за него, но они с ней даже не женаты. А его друг детства – полицейский инспектор Сюй Фэн (Ван Цзинчунь) – уже однажды сдал его, отправив в тюрьму, и доверяться ему еще раз Юйдун не планирует. Тем временем вокруг него сжимается кольцо акул большого бизнеса, для которых расследование нашего героя – неприятность, способная стоить им больших денег. Но Юйдун не даст себя в обиду – в лучших традициях Джона Рэмбо и Данилы Багрова он мастерит взрывчатку чуть ли не из говна и палок, и этот талант не раз позволит ему оторваться от преследователей.
В то же время, «Взрыв» – остросоциальное кино, пусть по касательной, но задевающее сразу несколько больных мозолей современного китайского общества. Тут вам и власть денег, и жуткие условия труда, и исключительно карательный настрой системы. Бедность, бесправие и постоянное балансирование меж двух огней (с одной стороны, хозяева жизни, ломающие реальность под себя, с другой, служители закона) – таков удел тех, кто не сумел подняться и остался где-то внизу. В финале «Взрыва» нас ждет многоточие, и дело тут не только в цензуре, требующей, чтобы в кино нарушители закона обязательно несли наказание. Сама жизнь отказывает в точке, позволяя максимум вопросительный знак.