City of Rock 缝纫机乐队
В юности Чэн (Да Пэн) хотел стать музыкантом, но авария расстроила его планы – два сломанных пальца поставили крест на карьере гитариста, так что теперь Чэн зарабатывает на жизнь, как музыкальный агент. Здесь, правда, дела у него тоже идут не так чтобы очень хорошо, поэтому он принимает предложение начинающего музыканта (Цяо Шань) из небольшого городка Цзиань. Когда-то Цзиань прославился, потому что там начала свой путь к успеху рок-группа «Сломанная гитара», но с тех пор прошло 20 лет, и парк их памяти готовятся снести. Единственный выход – собрать свою группу и показать всем, что Цзиань – по-прежнему Город Рока!
Рок – не самая популярная музыка в Азии, но даже в Китае достаточно фильмов о невезучих музыкантах, которые показывают всем, где раки зимуют. Даже если не углубляться в глубины веков, можно вспомнить сравнительно недавние «Фруктовый рок» и «Группу горячей крови». Так как сюжеты у подобных картин обычно более-менее одинаковые, «Город рока», идущий по их следу, можно назвать каким угодно, но только не оригинальным – фильм предсказуем с первого до последнего кадра и, честно говоря, даже не пытается по этому поводу рефлексировать и переживать.
Чем же сценарист, режиссер и ведущий актер Да Пэн тогда планирует брать своего зрителя? Честно говоря, складывается ощущение, что здесь мы имеем дело с рано начавшимся случаем «звездной болезни» – резко взлетевший в мегазвезды благодаря популярному сериалу, а затем пародийной комедии «Человек-блин», Да Пэн, похоже, уверовал, что все, к чему он прикасается, теперь превращается в золото, как у какого-нибудь Стивена Чоу (под которого актер в «Городе рока» неприкрыто «косит»).
Увы, это не так – как ни крути, а фильм должен иметь, в первую очередь, сильный сценарий, но у «Города рока» с ним проблема. И дело даже не во вторичности, а в том, что Да Пэн не определился, каким он хочет видеть свой фильм – у него есть все задатки абсурдного «молейто» (собранная группа состоит из пожилого гинеколога-гитариста, нервозного тайваньца-барабанщика, девочки-клавишницы и красавицы-басистки со сломанной ногой), но шуток при этом преступно мало (а удачные можно пересчитать по пальцам) и периодически фильм вообще отказывается от них, превращаясь в вполне прямолинейную «духоподъемную» драму.
Две крайности предсказуемо конфликтуют – абсурд не хочет сочетаться с попытками давить на слезу, да и режиссерский стиль Да Пэна не отличается тонкостью. Это сошло ему с рук в том же «Человеке-блине», который являл собой, по сути, почти пародийное скетч-шоу, но в «обычном» полнометражном фильме режет глаз – между шутками успеваешь поскучать, драматические сцены недотянуты, персонажи не раскрыты даже на треть от их возможного потенциала, финал предсказуем до последнего аккорда.
Почему же тогда оценка сравнительно положительная? Ну, во-первых, потому что в отдельных сценах фильм все-таки работает (в основном ближе к концу, когда финальный концерт превращается в масштабный флэшмоб с десятками гитаристов и барабанщиков), потому что актеры приятные и потому что Да Пэн, кажется, искренне хочет отдать дань уважения китайскому року – в финальных титрах мы увидим, что в доброй дюжине мелких камео засветились тамошние рокеры (надо думать, не последние), а заключительной песней становится хит гонконгских классиков рока Beyond (живые члены легендарной группы мелькают в толпе). Это удар ниже пояса, но что поделать – раз других явных достоинств у фильма нет, сделаем вид, что этот сработал.