The Savage 5 五虎将
В небольшой городок, где насилие настолько не в почете, что жители раз за разом отпускают с миром пойманного на краже местного воришку (Дэвид Чианг), забредает группа бандитов. С собой у них сейф с добычей, который нужно вскрыть, и в городке есть мастер по металлу (Дэнни Ли), но тот отказывается работать на преступников и сбегает за помощью. На это бандиты выставляют жителям ультиматум – пока беглеца не найдут, они будут убивать случайных жителей…
Многие кунгфу-фильмы 70-х черпали вдохновение в американских вестернах, но «Дикая пятерка» подходит к ним ближе всего. На месте и ситуация «беспомощных крестьян-пацифистов терроризируют бандиты», и формула «несколько разномастных героев работают в команде», и даже саундтрек ближе не к традиционным китайским мелодиям, а к музыке, звучащей в вестернах. И, надо сказать, большую часть времени Чанг Че вполне уверенно выстраивает захватывающий и эффектный истерн.
Пожалуй, лучшая часть «Дикой пятерки» – ее первая половина, в которой нас только знакомят с героями и выписывают путь, которым они приходят к противостоянию с бандитами. И компания подбирается весьма пестрая – тут и уже упомянутый выше мастер по работе с металлом, и молчаливый дровосек Чэнь Куаньтай, и разбитной воришка Дэвид Чианг, и заносчивый мастер боевых искусств Ти Лун, и заезжий акробат Вонг Чун, вынужденно застрявший в городе из-за свалившей его с ног болезни. Как полагается в таком кино, положительные герои положительны без оговорок, а злодеи злодейские настолько, что за них даже страшно – ну зачем так безрассудно загонять людей в угол, откуда у них не будет иного выхода, кроме как начать драться?
Увы, во второй половине картины от слов герои переходят к «делу» в виде партизанских вылазок и диверсий, и это уже не так интересно – индивидуальные особенности героев потихоньку смазываются, плюс почему-то все оказываются мастерами кунгфу (и Дэвид Чианг самым крутым из них – по крайней мере, он побеждает «своего» злодея в рукопашной драке, даже получив несколько пуль). Кроме того, даже со скидкой на год производства фильма поединки довольно простые и в чем-то даже монотонные, так что к финалу изначальный заряд позитива от картины потихоньку притупляется.
☆☆☆ 8 из 10 ☆☆☆
Подано все более-менее грамотно. Старейшина, который, естественно, не смотря на все убийства и изнасилования, играет роль "потерпите - может, все еще обойдется", раздражает куда меньше, чем подобные типажи в подобных фильмах. Пятерка сопротивленцев подобрана удачно, все работают молодцом и выглядят брутально, даже не смотря на скромную азиатскую комплекцию. Самый интересный, конечно, герой Девида Ченга - человек с прошлым, еще худший бандит чем те, которые приехали, но решивший пойти по мирному светлому пути мелкого воришки кур, чтобы никто и подумать не мог, что товарищ в розыске за убийства и грабежи.
Как всегда, картинка от ШБ сочная, насыщенная, радует глаз даже в отсутствии каких-то сложных декораций. Ченг Че умеет нагнетать обстановку и приводить все к нужному эффектному финалу, а здесь он еще и сподобился обойтись без пафосных речей и поз (видимо, ввиду локальности конфликта и неуместности спичей про Великую Родину), что только еще больше улучшило ситуацию. Драки, конечно, мы видели и погоднее даже для начала 70-х, но поскольку акцент, как это ни удивительно, сделан не на них, а на скромный сюжет и атмосферу, то их, драк, качества вполне хватает, чтобы не концентрировать на них внимания, как на ведущем звене.
Кино, которое стоит, в первую голову, смотреть любителям вестернов-истернов, а не фанатам кунг-фу. Хотя, уверен, кунгфушные ретродрочеры тоже останутся довольны. Я остался.
этакая толстовская зарисовка о непротивлении злу насилием начинает здорово надоедать, и примерно к тридцатой минуте - моменту первых разборок - уже думаешь: ну, наконец-то проснулись! Тем, кто не любит амбивалентных героев современности, запутанных сюжетов, копания в себе и тому подобной дребедени, именно вторая часть придется по душе. Думается, истинный ценитель кино о боевых искусствах не пройдет равнодушно мимо этого фильма, хотя драк-то здесь поменьше, чем в других шедеврах Шоу Бразерс, к примеру, в "Бойце из Шантунга". Где-то я уже писал о том, что если Ти Лунг и Дэвид Чианг играют в тандеме - это уже определенный знак качества кунгфу-боевика. Ну, а если к ним присоединяется еще и Чэнь Куантай - так, вообще, супер! Так что, не мудрствуя лукаво, и осознавая, что "на вкус и цвет товарищей нет", ставим фильму пять из пяти возможных! Героев жалко, но чувства трагической безысходности "Дикая пятерка", точно не оставляет. Этакая "Оптимистическая трагедия" на китайский манер.