The Village of No Return 健忘村
В небольшую деревню, затерянную в горах, приходит загадочный монах (Ван Цяньюань), который сообщает жителям, что владеет устройством, которое умеет стирать память, избавляя от любых тревог и переживаний. Староста деревни решает использовать эту ситуацию в свою пользу и «повлиять» таким образом на тех, кто не рад новости, что скоро в их глушь проложат железную дорогу, но незнакомец обводит его вокруг пальца и вскоре вся деревня, радостно улыбаясь, делает его своим старостой… Но что ему нужно в этом богом забытом месте?
Деревня, в которой происходит действие, была построена специально для съемок – включая внушительный 50-метровый навесной мост. На возведение поселения понадобилось семь месяцев.
В то время как материковое кино тесно заперто в рамках цензуры, часто воспринимающей любую эксцентрику в штыки (мало ли что там они таким образом завуалировали!), в Тайване царит почти полная «свобода слова», благодаря которой на свет появляются такие фильмы, как «Деревня, откуда нет возврата». Это причудливая, очень необычная и нетривиальная жанровая смесь, в которой есть и юмор, и драма, и романтика, и неожиданно тонкие и глубокие размышления о природе воспоминаний, и даже немножко кунгфу с щепоткой кровавых смертей.
Как этот фильм в конце концов получил одобрение китайских цензоров и пробился в тамошний прокат, сказать трудно, но, кажется, над концовкой там точно поколдовали – на экране мы видим достаточно циничную и остроумную развязку, однако закадровый текст стеснительно пытается выдать все это за «правильный» хэппи-энд. В любом случае, больших денег «Деревня» на материке не заработала, и это понятно – кино это штучное, совсем не мэйнстримное, но для тех, кто поймает его волну, невероятно очаровательное.
Будем честны, кое-что в картине не работает, но когда авторы попадают в цель, они попадают в нее со смаком и впечатляющей оттяжечкой – так, абсолютно шедевральной находкой выглядит группа бандитов, которые сопровождают свои действия грозным «битбоксингом». Их босс – уже немолодая женщина (Линь Мэйшиу), которая маскируется под деревенского почтальона и полфильма пытается совладать с «железным конем» (велосипедом), подаренным ей коварным бизнесменом (Эрик Цан). Но фильм не хочет, чтобы мы просто смеялись над ней – когда несколько встречных ее недооценивают, та достает свой раскладной секач и без сомнений проливает кровь.
Вообще вот этот дуализм в «Деревне» во всем – если юмор, то черный или абсурдный, если драма, то такая, чтобы сквозь слезы пробивался смех, если война, то в одном кадре здесь будет вполне реальное убийство, в следующем – комичная погоня, а затем начнется пафосный кунгфу-поединок, снятый в стиле «300 спартанцев». И все это – с душой, не плоско, свежо и в очень качественном исполнении (если, конечно, вы способны оценить, как лучшие актеры Тайваня строят из себя дурачков). Это фильм, в котором в равных пропорциях смешаны свет и мрак, веселье и тоска, незамысловатое кривляние и подлинно философская глубина. Кино, которое могут не оценить сразу, но которое обязательно займет свое заслуженное место в будущем.
Кстати, приятно было видеть после долгого отсутствия Нау Нау (Ниу Ниу) - очень она мне нравится в фильмах Shaw Bros, но до "Деревни" аж 35 (!) лет не снималась. Странно, что об этом камбэке молчат даже китайские сайты - у нее здесь немаленькая роль.