Chronicles of the Ghostly Tribe 九层妖塔














1979 год, на горных раскопках исследователи обнаруживают пещеру, которая открывает проход в древнюю долину, скрывающую загадочную башню с заточенным внутри демоном. Ведущий экспедицию профессор отправляет открыть дверь в нее свою дочь Янг Пинг (Яо Чен) и вроде бы случайного паренька по имени Ху Пайи (Марк Чао), однако довести начатое до конца не удается – в итоге Янг Пинг уносит в зубах гигантский монстр, профессор исчезает, а Ху Пайи оказывается на грани смерти. Проходит несколько лет, паренек изучает легенду башни демонов, когда с ним связываются люди из тайного бюро 749 – Янг Пинг и профессор нашлись, но с ними что-то не так, и им нужна помощь Ху Пайи.
Один из самых популярных книжных циклов современного Китая, «Чудовища» (The Ghouls) насчитывает восемь книг, и как это часто бывает, правами на их экранизацию интересовались сразу несколько крупных кинокомпаний. Однако разрешилась ситуация не совсем обычным способом – автор поделил книги пополам между двумя главными претендентами, так что China Film получила права на четыре первых романа, а их конкуренты из Huayi Brothers приобрели права на вторую половину цикла. В итоге в 2015 году вышло сразу два фильма из цикла – с разными командами и актерами, но «Хроники племени призраков», основанные на самом первом романе серии, оказались первыми и поневоле зададут тон всему циклу. И тон этот, к сожалению, не самый многообещающий.
Да, картина открывается весьма захватывающе – первые полчаса являют собой практически безостановочную экшен-сцену, в которой группа исследователей пробирается сквозь ледяные пещеры, усеянные останками гигантских монстров, сталкиваются с огненно-ледяными летучими мышами, убивающими одним прикосновением, пытаются открыть врата башни, где сидит демон, прыгают с водопада и под занавес пытаются сбежать от исполинского чудовища. Подозрения, что с фильмом что-то не так, появляются уже здесь (герои проводят под водой несколько минут, действие неловко перебивается вставкой из будущего в поезде, некоторые сцены со спецэффектами выглядят откровенно «сырыми»), но хороший темп, размах и желание узнать, что будет дальше, побеждают. А потом действие переносится на три года вперед, и тут, как грибы после дождя, лезут многочисленные проблемы фильма.
Постановщик Лу Чуан – один из самых уважаемых режиссеров современного Китая, на его счету один из лучших китайских фильмов о войне «Город жизни и смерти», но кто решил, что у мастера артхаусных драм получится развлекательный блокбастер, большая загадка. Возможно, многое из того, что в «Хрониках племени призраков» режет глаз, появилось уже на пост-продакшене (действие скачет неуклюжими рывками, как будто Лу Чуан ориентировался на продолжительность вдвое больше и в итоге на полу монтажной комнаты осталась куча материала), но нельзя не заметить и явную тягу режиссера к «созерцательности» и выстраиванию определенного меланхоличного настроения – ему явно куда интереснее снимать с разных ракурсов вереницу героев, путешествующих на верблюдах по пустыне, чем конструировать увлекательное повествование. Кажется, что множество «экспозиционных», связывающих сюжет воедино сцен просто выброшены – остались милые сердцу Лу Чуана «красивости» и собственно экшен, в результате чего песчаная буря начинается внезапно и так же внезапно заканчивается, и никто из героев не рефлексирует по этому поводу. Героев толком не представляют, мы ничего о них не узнаем и, следовательно, к ним не привязываемся, и это очень нехорошо для будущего цикла в целом.
В промо-роликах фильма на экшен делался особый упор, до премьеры фильма в открытый доступ была выложена даже целая сцена с разборкой в пустынном городе, и экшен в картине действительно есть – уже упоминавшиеся полчаса в начале и полчаса в конце. Но в этих сценах, как уже было сказано выше, то и дело бросаются в глаза «недоделанные» спецэффекты (особенно это заметно в сцене, где монстр в пустыне пытается перевернуть одного из героев, притворившегося мертвым – взаимодействие между компьютерным чудовищем и живым актером выполнено из рук вон плохо) и его не всегда убедительная постановка – монстры то прут напролом, то начинают стеснительно кружить вокруг персонажей. Поймите меня правильно, с технической точки зрения для китайского массового кино это все равно очень важный и нужный проект, но как точка отсчета для будущего цикла очень неровные, невнятные «Хроники племени призраков» – далеко не лучший вариант. Будем надеяться, что «Чудовища» окажутся более цельными, иначе потенциальный цикл может скончаться в младенчестве.











Если раньше казалось, что в "Хрониках..." вообще нет юмора, то теперь все эти музыкальные коммунистические номера просто нельзя не смотреть без улыбки. Не верится, что режиссер снимал сцены, где агит-девушки, подбадривающие рабочих и сами падающие от усталости в обмороки, режиссер снимал без фиги в кармане - настолько фарсово это выглядит. Да и ментальное убежище с монахом теперь никак не воспринимается всерьез, даже если все делалось на максимально брежневских смурых бровях. Поэтому лично для комментатора этого вполне хватило, чтобы задать какой-то новый тон всему просмотру и получить куда больше удовольствия под новым углом зрения на всю эту инопланетную комедию.
Надо, однако, заметить, что рваный темп повествования никуда не испарился. И что в середине повествования действительно есть серъезное провисание, которое сбивает общий темп. Кроме того, есть здесь своя версия знакомства трех основных главных героев: не могу сказать, какой соотвтетствует книжному варианту, но мне больше понравилось, как это было в "Древнем городе Кадота". И главное: Ху Баи прописали каким-то наивным, постоянно рефлексирующим, трусоватым и даже глуповатым юнцом, чья важная роль заключалась только в том, чтобы в конце совершить единственный поступок, хоть как-то влияющий на сюжет - видали мы Ху Баи куда лучше и куда обаятельней.
При всем при этом кин смотрится на удивление легко даже со всеми вышеперечисленными недостатками. И после просмотра остаются только положительные эмоции, которые портит только оставляющий вопросы клиффхэнгер со смертью Ширли. И первая и последняя трети "Хроник..." практически не вызывают нареканий с точки зрения драйва и зрелищности.
Очень даже неплохо. Было 5 - ставлю 7. Инетерсно, как поменяется мнение при пересмотре еще через десять лет. Если доживем.
Смотрю, тут в ролях Ван Дэшунь, знаменитый китайский накачанный дедушка :-) Тут играет просто обычного старика.
В начале фильма повергли в шок открыточные китайцы времен культурной революции :-)