Lost and Love 失孤
15 лет назад Лей Зекуан (Энди Лау) лишился двухлетнего сына – они с женой оставили мальчика бабушке, а когда вернулись с работы, обнаружили, что тот пропал. С тех пор Зекуан колесит по стране, раздавая листовки с изображением своего мальчика – и то, что с тех пор прошло уже 15 лет и узнать пропавшего по детской фотографии нереально, его не останавливает. В своих странствиях он знакомится с молодым автомехаником Шуэем (Цзин Боран) – тот, наоборот, был похищен из своей деревни много лет назад. Он вырос в приемной семье и ничего не помнит о своей первой жизни, кроме старого подвесного моста у бамбуковой рощи. Отметив по фото несколько подходящих под его смутные воспоминания мостов по всей стране, Шуэй отправляется в путь и Зекуан решает составить ему компанию.
В течение одного года с перерывом в несколько месяцев в китайский прокат вышло сразу два фильма, посвященных поискам пропавших детей. Причем, что интересно, стартовавший раньше «Самое дорогое» снял Питер Чан, в то время как его жена, актриса Сандра Нг, сыграла в «Потерять и полюбить» одну из небольших второстепенных ролей. Заслал диверсантку к потенциальным конкурентам? Как бы там ни было, Чану волноваться нечего – хотя у «Потерять и полюбить» есть свое обаяние, «Самое дорогое» уделывает его по всем статьям.
Питер Чан в своем фильме старался максимально подробно и беспристрастно показать сразу все стороны подобных конфликтов – безутешных родителей, годами разыскивающих своих пропавших детей, и их новые семьи, которые успели привязаться к «приемышам», как к родным. Постановщица «Потерять и полюбить» Пен Саньюань идет другим путем – она изначально напирает не на факты, а на меланхолию и сантименты. Вот обезумевшая женщина, которая не желает уходить с перекрестка, где когда-то потеряла малыша. Вот грязный и помятый Энди Лау, который только обреченно кивает в ответ на увещевания, что спустя 15 лет сына не найти, и продолжает терпеливо раздавать прохожим листовки. Вот парень, выросший в чужой семье и из-за этого даже не имеющий удостоверения личности. А вот бескрайняя китайская природа – дороги и луга в стелящемся тумане. Вообще если в чем-то фильм и бесспорно удачен, так это в представлении Китая чарующей, величественной страной – красивой, огромной, древней.
Все в картине направлено на то, чтобы пробудить в зрителе эмоции и настроить его на «волну» его главных героев, но избавиться от ощущения искусственной манипулятивности все-таки не получается. И хотя Энди Лау в главной роли – одна из главных удач фильма (без его имени на постере фильм могли бы вовсе не заметить), он же и ставит ему подножку. Поймите меня правильно, он очень старается – сутулится, семенит, подобострастно заглядывает прохожим в глаза – но «породу» никуда не деть, а она здесь годится только в качестве иллюстрации одной из сторон Зекуана (ему многие помогают, но мужчина не принимает помощь как должное и записывает каждый такой жест доброй воли в специальную книжечку своих долгов).
Цзин Боран же и вовсе пал жертвой постановщицы, которая то и дело заставляет его читать пространные монологи о том, как плохо расти без папы и мамы. И каждый раз это происходит одинаково – актер задумчиво всматривается вдаль, а на его губах появляется рассеянная полуулыбка. Играть так прямолинейно можно в телевизионной мелодраме (интересно, что Пен Саньюань до этого была известна как телевизионная сценаристка), но не в драме, основанной на реальных событиях и претендующей на настоящие, а не «театрализованные» эмоции.
Отдельно хочется сказать о звездах второго плана – если камео Тони Леунга, изображающего сердобольного полицейского, помогающего Зекуану на автостраде, еще можно понять, то уже упоминавшаяся Сандра Нг в абсолютно проходной роли похитительницы вызывает недоумение. В этом персонаже нет ничего – он пустой и плоский, и зачем тратить на него время и силы одной из лучших актрис своего поколения, большая загадка.
Мой 16-ти летний сын сказал, что этот фильм подействовал на него (в смысле понимания каких-то важный вещей) почти как "Сделано в Британии" (с Т. Ротом), хотя эти картины, конечно, сравнивать нельзя. У меня челюсть на пол упала. Остается быть благодарной съемочной группе.
Прохожий оказался весьма нелюбезен: «Вы находитесь в автомобиле, сэр!» — буркнул он.
«Вот ответ, трижды достойный парламента, — немедленно отреагировал Черчилль. — Во-первых, хамский. Во-вторых, глупый. В-третьих, не содержащий для спрашивающего никакой полезной информации».