The Ark of Mr. Chow 少年班
1998 год, учитель математики Чоу Жицин (Сун Хонлей) набирает со всей страны вундеркиндов в свой класс одаренных детей. Ректор института, в котором преподает мистер Чоу, спит и видит, как бы закрыть его программу, поэтому для Жицина этот год должен стать решающим – если он сможет воспитать детей, которые выиграют престижный международный математический конкурс, программа «Одаренная молодежь» получит шанс на дальнейшую жизнь.
Вот уже несколько лет подряд в материковом Китае царит тренд романтично-ностальгичных фильмов о школах, колледжах, институтах. Фильмов, которые одновременно рассказывают о первой любви, о верных друзьях, о безумствах, которые возможны только в молодости, и заодно преподают подрастающему поколению какие-то важные жизненные уроки. Причем, у китайских фильмов о взрослении в стенах вузов есть одно отличие от голливудских аналогов – если в западных картинах все это «к чему-то ведет», то в Китае цель совершенно не важна, главное – получить важный опыт и спрятать под сердце ларчик из бесценных воспоминаний. Конкретно в «Ковчеге мистера Чоу» даже есть фраза, напоминающая цитату из «Останься со мной» Роба Райнера – о настоящих друзьях, которые бывают только в пятнадцать лет.
Вынесенный в описание сюжета математический конкурс для сюжета, по большому счету, не важен – он служит лишь поводом, который объединяет в одну команду несколько очень непохожих друг на друга ребят, как полагается, крайне эксцентричных. Среди пяти отобранных мистером Чоу вундеркиндов, впрочем, есть и посредственность – паренек по имени Вей (Дон Цзыцзян), которому это место организовала его властная и суровая мать. Для Вея, с точки зрения которого и ведется рассказ, находиться среди истинных гениев и каждую секунду понимать, что ему никогда не дотянуться до их уровня – трагедия, но его наставник объясняет пареньку, что его истинная миссия в этой группе куда сложнее и важнее.
Увы, помимо этой сцены с объяснениями заглавному персонажу в картине делать особенно нечего – Сун Хонлей всего несколькими сценами рисует очень интересный портрет худо-бедно адаптировавшегося в обществе «человека дождя», но его тут криминально мало, все основное время отдано ребятам, которые в традициях такого кино без особого контроля сверху влюбляются, валяют дурака, нарываются на конфликты со сверстниками и переживают первые разочарования.
Режиссер Сяо Янг, для которого это дебют в полном метре (до этого он работал преимущественно монтажером, но описанные в фильме классы для вундеркиндов он знает не понаслышке – он сам учился в одном из них), ведет фильм вполне уверенно (хотя в картине есть некоторая сбивчивость и фрагментированность, характерная для «ностальгичного» кино, выхватывающего самые яркие вспышки-воспоминания), да и юные актеры в центральных ролях вполне обаятельны, так что на тех, для кого подобные фильмы в новинку, «Ковчег мистера Чоу» с его грустным открытым финалом может произвести очень сильное впечатление. Но при том, что основную программу авторы отработали на совесть, не покидает ощущение, что фильму не хватает деталей – они могли бы увереннее выделить ленту из множества похожих картин.