Little Big Master 五个小孩的校长
Луи Вэй-Хунг (Мириам Юнг) – директор престижного детского сада, но после того, как ее вынуждают закрыть глаза на психологические проблемы одного из ее детей, женщина решает уволиться. Телевизионный репортаж о небольшом саде в пригороде Гонконга, из которого ушли все воспитатели, заставляет ее устроиться туда на смехотворную зарплату и целую кучу должностей – от директора до уборщицы. Во всем детском саду всего пятеро детишек, и если до конца года к ним больше никто не поступит, сад придется закрыть, но Вэй-Хунг будет сражаться за него до последнего.
Чтобы понять, что за режиссер Эдриан Кван, достаточно взглянуть на названия снятых им фильмов – из восьми поставленных им картин в названии четырех есть слово «чудо» (miracle), и это неспроста. Кван посвятил себя так называемым «госпел»-фильмам – духоподъемным, часто подчеркнуто религиозным картинам о том, как важно помогать людям, служить добру… и умиляться (по словам самого Квана, он пришел к этим картинам, потому что их очень любила его мама, болевшая раком легких).
«Маленький большой мастер» следует тому же тренду – он основан на реальной истории, которая, правда, при переносе на экран обросла множеством «трогательных», типично киношных подробностей. И вот удивительное дело – с одной стороны, здесь что ни сцена, то манипулятивная слезовыжималка, но, в то же время, в некоторые моменты и сам чувствуешь, как увлажняются глаза. Видишь разумом все надуманные, притянутые за уши, откровенно искусственные шаблоны, которыми пользуются авторы картины, но все равно шмыгаешь носом при виде слез, стекающих по щекам старенького Ричарда Нг, или слез, которыми умывается маленькая Кейра Ванг, рассказывающая о том, как ее родителей съел «громовый монстр» (они погибли в автокатастрофе в грозу).
Вообще плачут в картине часто, долго и обстоятельно – после получасового введения в курс дела нас начинают точечно и метко бомбардировать сантиментами. Вэй-Хунг по очереди навещает своих воспитанниц, чтобы обнаружить, что семья двух девочек-индусок перебивается с хлеба на воду (и предлагает возить сестер в школу сама, чтобы ее родители сэкономили на автобусе), что еще одна девочка не ходит в школу, потому что боится, что мама и папа без нее рассорятся (мама и папа, услышав такое, умываются слезами), что другая девочка вынуждена готовить и убираться, ведь ее отец уже совсем старый, а мама их бросила… В общем, тридцать три несчастья, а девочки еще одна другой милее – маленькие, с огромными глазами и очень убедительно плачущие в камеру.
В «Маленьком большом мастере» очень много известных актеров с Мириам Юнг и Луисом Ку во главе. Хотя последний, играющий мужа Вэй-Хунг, тут вообще не нужен – весь фильм он строит гильотину (зачем в детском фильме гильотина? Нельзя было придумать что-то другое?), выжимая зрительское сочувствие на почве того, что в наше время реальные вещи никому не нужны – все можно создать на компьютере (все так, но зачем это в фильме о детсаде?). Много звезд и в небольших ролях второго плана – и никто не халтурит, а Ричард Нг и Анна Нг так вообще влегкую «убирают» главных звезд.
Предыдущие фильмы Квана не пользовались большим кассовым успехом, но «Маленький большой мастер» прошел в прокате весьма неплохо. Значит ли это, что Кван сделал выводы из прошлых фильмов и как-то изменил свой стиль? Решительно нет. Если вы видели хотя бы пару его предыдущих картин, в «Маленьком большом мастере» вы не увидите ничего нового (даже про рак не забыли!). Но звезды на этот раз встали как-то благоприятнее, чем обычно – то ли дело в обаянии детей, то ли подкупают ветераны в небольших ролях, то ли просто таких бесхитростных, прямолинейных, наивных фильмов в наше циничное время особенно не хватает. Но факт остается фактом – хвалить кино вроде бы не за что, а смотреть его на удивление приятно.