Return of the One-Armed Swordsman 独臂刀王
После событий первого фильма однорукий меченосец Фан Ган (Джимми Ванг Ю) отошел от мира боевых искусств и стал обыкновенным фермером, но прошлое находит его – ему присылают приглашение на турнир для мастеров меча, который устраивают Восемь Злодеев. Наставники местных кланов не хотят участвовать, потому что Восемь Злодеев известны своей жестокостью, но отказаться от этого приглашения невозможно.
В 1967 году «Однорукий меченосец» стал первым фильмом студии Shaw Bros, заработавшим в прокате миллион долларов, и неудивительно, что создатель оригинальной картины Чанг Че взялся за сиквел – наоборот, удивительно, что взялся он за него не сразу, в промежутке между двумя частями поставив «Золотую ласточку» и «Летающий кинжал» с Ченг Пей-Пей и Ло Лье. В любом случае, «ожидание» (в случае быстрого гонконгского производства тех лет полтора года – вполне себе «ожидание») того стоило – «Возвращение однорукого меченосца» может по праву считаться одним из лучших сиквелов в истории китайского боевого кино.
Надо оговориться сразу, что сиквел не может состязаться с первым фильмом по драматичности и эмоциональности – это более «традиционный» уся-боевик, в котором нет времени на терзания и переживания по поводу такой ерунды, как потерянная рука. Злодеи берут в плен старейшин кланов, молодежь упрашивает Фан Гана вновь взяться за меч – и дальше процессия просто движется к крепости, по пути отбивая постоянные атаки Злодеев из той самой восьмерки и их приспешников. Казалось бы, примитив! Но нет, смотрится картина с огромным интересом – это тот случай, когда «работает» не сама история, а то, как талантливо и увлекательно ее рассказывают.
Кроме того, в «Возвращении» куда больше экшена, чем в предшественнике, и он более разнообразен (дуэт из экшен-хореографов Лиу Чиа-Лянга и Тонг Гая в те времена был «на острие прогресса»). Злодеи каждый со своим оружием и весьма колоритные, особенно запоминается злодейка Хуа Нянцзы (Эсси Лин) – улыбчивая и коварная соблазнительница, которая убивает, не переставая кокетничать. Немного разочаровывает только сам Фан Ган – все-таки «однорукий» стиль, хотя местами смотрится весьма эффектно (победа над Черным и Белым меченосцами!), большей частью выглядит довольно условно и даже нелепо. Хотя Джимми Ванг Ю, надо отдать ему должное, успешно его «продает» – лепит такой стоический, былинный образ, что о нелепости его прыжков и ударов в стиле «одним махом семерых убивахом» думаешь в последнюю очередь.