12 Golden Ducks 十二金鸭
Фьючер Чеунг (Сандра Нг) когда-то был одним из самых популярных жиголо Гонконга, но с некоторых пор его жизнь покатилась под откос – когда его обвела вокруг пальца мошенница, Фьючер потерял уверенность в себе, растолстел и постепенно докатился до задрипанного стрип-клуба в Таиланде. Но бывшие друзья находят его, протягивают руку помощи и помогают некогда великому Фьючеру вспомнить, кто он такой.
Прошлогодняя «Золотая цыпочка 3», которой Мэтт Чоу и Сандра Нг возродили популярную в начале нулевых дилогию о проститутке с золотым сердцем, стала большим кассовым хитом в Гонконге, и немудрено, что на следующий китайский Новый Год дуэт выкатил еще одну совместную картину. На этот раз Сандра Нг, правда, играет уже не проститутку, а самого натурального жиголо, но суть фильма от этого не изменилась – это все та же изобретательная, душевная и местами гомерически смешная комедия, которая ухитряется одновременно быть и забавной, и трогательной.
Главное отличие «12 золотых утят» от предшественников, как ни странно, отнюдь не в том, что в центре сюжета на этот раз оказывается не женщина, а мужчина. От перемены мест слагаемых сумма не меняется, и картина по-прежнему органично совмещает мужское и женское начало, подчеркивая старинные, но неизменно актуальные мысли. Говорите друг другу приятные вещи, любите друг друга, цените друг друга, верьте друг другу, будьте честны сами с собой – и в конце концов счастье обязательно найдет вас. Причем, все это без морализаторства и назидательности, без нравоучений и проповедничества – с наглым, но никогда не пошлым юмором (это вам не Вонг Цзин!) и какими-то удивительно проникновенными глазами.
Возвращаясь же к отличиям «12 золотых утят» от «Золотой цыпочки», здесь все упирается в хронометраж. Три первых фильма длились по 105 минут, «Утята» же вместе со всеми титрами и неудачными дублями не дотягивают даже до 85 минут, и это беда – потому что фильм пролетает слишком быстро. Маловато будет! Да-да, он так же хорош, как и предшественники, но не покидает ощущение, что очень многое либо осталось на полу монтажной, либо его попросту не успели снять. Последнее, к слову, вполне вероятно, потому что количество звезд в картине зашкаливает – попробуй собери их всех с их загруженными графиками и сжатым производственным циклом, надо же было успеть за год! С другой стороны, лучше меньше, да лучше, чем какая-нибудь трехчасовая ерунда.
В заключение, правда, стоит оговориться, что фильм это очень гонконгский – во всех смыслах, один из самых немаловажных среди которых заключается в диалогах и том, как именно они подаются. Чтобы отловить все шутки и оценить остроумие многих диалоговых сцен, желательно хотя бы немного разбираться в гонконгском шоу-бизнесе (почему Патрика Кеунга шпыняют каналом ATV?) и «улавливать» хотя бы звучание кантонского диалекта – герои то и дело переходят на английский и смешно бормочут на тайском, Изон Чан абсолютно бесподобно шепелявит, а Луис Юэнь вообще «делает» роль одним лишь своим пижонским прононсом. Это не значит, что без подготовки вы «12 золотых утят» не оцените, но почему этот цикл так обожают в Гонконге, без этого все-таки не понять.
Фильм из тех немногих, которые сразу же хочется посмотреть еще раз.
Но все-таки хочу сказать, что я так и не привыкла к Сандре Нг в мужской роли, и ни разу не забыла, что она женщина. Иногда это мешало. А иногда, например с Николасом, это было даже хорошо. В любом случае, я ей восхищаюсь, и аплодирую стоя.