True Women for Sale 性工作者2:我不卖身 我卖子宫
Лай Чунг-Чунг (Пруденс Лью) – проститутка с золотым сердцем и гнилыми зубами. Впрочем, и сердце-то у нее не особо золотое – Чунг готова на все, лишь бы заработать себе на новые зубы. Вонг Лин-Фа (Рэйс Вонг) приезжает в Гонконг с материка рожать двойню, но ее гонконгский любовник умирает, и девушка остается одна – если не считать дочку, которая у нее уже есть. Вокруг этих двоих крутятся другие личности разной степени мутности – поди разберись, кого из них девушки искренне интересуют как личности.
Мне трудно понять, чем гонконгских зрителей так зацепили «Шепоты и стоны» – запоздалая вариация на тему «Девушек без будущего» и «Девушки по вызову», драм о тяжелой жизни проституток, которых было снято особенно много на рубеже 80-х и 90-х годов. Тем не менее, фильм собрал достаточные деньги, чтобы Герман Яу оперативно запустил в работу вторую часть – никак не связанную с предшественницей, но вновь рассказывающую о подводных камнях, которые ждут желающих связать свою жизнь с проституцией.
На этот раз, правда, Яу не стал эксплуатировать навязшие в зубах штампы – здесь нет ни страшилок о жутких болезнях, передающихся половым путем, ни историй «золушек», на которых «запали» принцы, так и не преодолевающие социальную пропасть, ни прочих заученных наизусть баек о том, как тяжело тем, кто продает себя. Правда, отказавшись от нравоучений, Яу попал в другую ловушку – очень хочется задать бессмертный вопрос (и получить ответ!), «что автор хотел сказать своим произведением?».
Вообще героев в картине достаточно, но все они худо-бедно прилеплены к одной из двух главных историй, а вот они-то как раз непонятны. Что Чунг, что Фа – девушки весьма неприятные. Первая из них вешается на каждого встречного, ради быстрых денег готова на все, включая отбивание клиентов у своей подруги, и под конец обкрадывает своего клиента и делает-таки себе зубы (хэппи-энд!). Вторая только и делает, что вопит, скандалит и качает права, обращаясь с первым ребенком так, что впору лишать родительских прав. В сцене, в которой она и герой Энтони Вонга общаются с социальным работником, при этом Фа кричит на дочку (очаровательное создание лет двух от силы), дергает ее за руки, встряхивает и шлепает, сжимается сердце. Девочка рыдает в голос на протяжение всей сцены, и это явно не актерская игра – в таком возрасте их не заставишь делать то, что требуется по роли. Хэппи-энд этой истории в том, что «наш пострел везде поспел» – Фа накачала себе прав так, что получила квартиру, кучу денег и регистрацию в Гонконге. И первым делом после этого «наехала» на не столь удачливую товарку, вынужденную пойти в проститутки.
С другой стороны, возможно, в этом и кроется потайной смысл фильма – показать, что на «панели» работают не только «крошечки хаврошечки», которых нужно пожалеть. Что девушки, которые продают себя (либо за деньги, как Чунг, либо за потенциальные выгоды жизни в Гонконге, как Фа), с большой долей вероятности окажутся мегерами или змеями подколодными? Как бы то ни было, главная эмоция, которая сопровождает просмотр, это раздражение, и никакой разрядки эти эмоции в финале не получат – наоборот, у девушек все станет хорошо. И это раздражает еще сильнее. Почти так же, как приз Golden Horse Пруденс Лью за роль Чунг – актриса сильно переигрывает, но для нее это первая роль за 18 лет, так что не дать награду ей просто не могли. Зря вытаскивали из небытия, что ли?
Не знаю, насколько ценен фильм в художественном отношении, но идея мне нравится.