Personal Tailor 私人定制
Чжон Янг (Ге Ю) и трое его подручных владеют необычным бизнесом – они занимаются претворением желаний в жизнь, правда, не навсегда, а лишь на какое-то время. Хотите почувствовать себя безобразно богатым на день? Хотите попробовать себя в чем-то прямо противоположное тому, что делали всегда? А может, у вас есть мечта проверить себя на стойкость к коррупции? Тогда Чжон Янг сотоварищи идут к вам!
«Личный портной» стал одним из феноменов «новогоднего» сезона в материковом Китае – фильм легко обошел по сборам даже «Полицейскую историю 2013», не говоря о других претендентах на долю кассового пирога. Но если не знать об этом, предположить столь невероятную хитовость картины во время просмотра совершенно нереально – это весьма посредственный фильм, особенно если учесть, что снял его главный режиссер современного материкового Китая, Фен Сяоган.
Честно говоря, его имя – похоже, и есть тот самый ключик, которым открывается ларчик кассового успеха. Есть подозрение, что люди пошли в кино на новую работу Фена Сяогана и Ге Ю – для них это юбилейное десятое сотрудничество, и предыдущие их совместные картины, дилогия «Если ты та», были бесспорно шикарны. Увы, на этот раз отработанная схема дала трещину – материковое кино вообще не отличается какой-то свободой, но на этот раз кажется, что фильм снят откровенно из-под палки. Несмотря на то, что Ге Ю как всегда хорош, да и остальной каст не подкачал.
Начать можно с того, что вообще вся идея предприятия по исполнению желаний кажется весьма странной, с какой стороны ни посмотри. В некоторые из своих «представлений» Чжон Янг сотоварищи вкладывают немалые средства – которые вряд ли получат назад (учитывая статус людей, которые к ним обращаются), да и со стороны заказчиков это сомнительное предприятие. Какой смысл проверять себя на стойкость к взяткам, если ты четко знаешь, что все это – подстава, и в случае твоего согласия чемодан денег и роскошную красотку, якобы пытающуюся тебя соблазнить, ты все равно не получишь? Да и вообще, провести день в роскоши, чтобы потом вернуться к своему нищему существованию, прекрасно осознавая, как много ты теряешь – тоже удовольствие спорное.
Но почему в фильме все так, а не иначе, становится понятно в финальных частях сюжетных сегментов («Личный портной» разделен на несколько глав, каждая из которых – отдельное «дело» Чжон Янга и его команды), когда на наши головы выливают ушаты пропаганды. Ну и что, что ты не взял взятку? Зато ты показал себя «неэффективным», а это, как заключает Чжон Янг, «и есть величайшая коррупция на свете». Думаешь, что можешь занять кресло чиновника? Ничего подобного, иди-ка ты води свое такси – вот где тебе самое место, а на властьдержащих разевать рот не смей.
В финальном сегменте фильм ударяется в совсем уж оголтелые нравоучения. Герои решают, что перед Новым Годом нужно извиниться – перед загаженной отходами речкой, перед солнышком, которое не видно из-за промышленного смога, перед изрытыми пастбищами и застроенными природными просторами. Смотрится это глупо и довольно фальшиво. Понятно, что это всего лишь дань новогодней традиции – кино должно напоминать о вечных ценостях, особенно в праздничный сезон, но в связи с этим с какой-то особенной ностальгией вспоминаешь классические «новогодние» комедии из Гонконга. Там в последних кадрах собирались все актеры фильма и дружно желали в камеру счастливого Нового года. И после этого хотелось творить добро. После «Личного портного» хочется кинуть чем-нибудь тяжелым в телевизор.