20 лучших экшен-хореографов Гонконга (Часть 4)
Борис Хохлов
January 13, 2011 at 14:38
1 / 8 466
Заключительная часть материала о лучших экшен-хореографах Гонконга с конца 70-х по наши дни.
5. Джеки Чан (Jackie Chan)
Как и подавляющее большинство людей в этой подборке, начинал Джеки Чан, как актер. Первые документально зафиксированные роли Джеки Чана относятся к началу 60-х, а первые его работы в качестве экшен-режиссера – к 1973-му году. В их числе «Маленький тигр из Квантунга» (1973), «Разборка в Гонконге» (1973) и «Удар свободы» (1973). В 1975-м году Чан в паре с Ченом Чуаном ставит бои для первого фильма Джона Ву, «Молодые драконы», а уже со следующего года начинает все чаще работать самостоятельно – в боевиках «Танец смерти» (1976), «36 безумных кулаков» (1977), «Немного кунгфу» (1978), «Астральное кунгфу» (1978), «Кулак дракона» (1979) он ставит поединки в одиночку. Тем не менее, нельзя не заметить, что в этот период работы Джеки мало чем отличаются от того, что делают его коллеги по цеху. Перелом в экшен-хореографии Чана произошел после знакомства с Юэнем Ву-Пингом, который снял его в двух своих хитах подряд – «Змея в тени орла» (1978) и «Пьяный мастер» (1978). Бои в своем первом фильме в качестве режиссера «Бесстрашная гиена» (1979) Чан ставит уже по-другому – в них становится заметно больше акробатики и трюков, зачастую комических, а финальный поединок поставлен так, чтобы зритель тоже прочувствовал измотанность и усталость главного героя, то, как трудно ему дается победа.
Тем не менее, окончательно «стиль Джеки Чана» сформировывается только в последующие годы – в «Молодом мастере» (1980) и «Лорде Драконе» (1982) акробатики становится еще больше, а «Операция А» (1983) наконец-то являет миру «Джеки Чана версии 2.0» – мастера во всем, что касается изобретательных, сложных и опасных трюков, вкупе с отточенным, скоростным кунгфу. Также Чан ставил экшен в своих ранних американских работах – например, «Большой драке» (1980), но это не самые удачные примеры. Вершиной экшен-хореографии Чана принято считать «Полицейскую историю», в которой боевые сцены хороши не только своей постановкой, но и подачей – известный американский киновед Дэвид Бордвелл написал по финальной драке из этого фильма целую статью, разобрав эпизод с дракой в торговом центре чуть ли не покадрово.
В начале 80-х Чан формирует и свою Ассоциацию Каскадеров, которые, начиная с середины 80-х, становятся полноценными экшен-хореографами практически всех его фильмов – «Операции А 2» (1987), «Чудес» (1989), «Полицейской истории 2» (1988), «Доспехов бога 1-2» (1987/1991), «Криминальной истории» (1993), «Городского охотника» (1993), «Пьяного мастера 2» (1994), «Громобоя» (1995). Помимо работ самого Чана, они занимались экшеном и в тех фильмах, которые Чан продюсировал – «Инспекторы в юбках 1-2» (1988-1989), «Джонни с подмостков» (1990), «Грозный бродяга» (1991). Трудно сказать, насколько в их работу был погружен сам Чан, но если добавить их заслуги к заслугам самого Джеки, получится весьма впечатляющий послужной список. Сам Чан сейчас занимается экшен-хореографией редко и никогда в одиночку. За последнее десятилетие он поучаствовал в постановке боев только четырех картин – «Новая полицейская история» (2004), «Миф» (2005), «Роб-Би-Гуд» (2006) и «Маленький большой солдат» (2009).
4. Кори Юэнь (Corey Yuen Kwai)
Еще один выходец из школы пекинской оперы, в которой когда-то учились Саммо Хунг, Джеки Чан, Юэнь Бьяо и прочие звезды экшена. В кино с начала 70-х – сначала как статист и каскадер, с 1973 года – как экшен-хореограф. Его первая работа в этом качестве – «Маленький тигр из Квантунга» (1973), одновременно первая большая роль Джеки Чана. Экшен в нем Кори ставил вместе с самим Чаном, Максом Ли, Чиангом Камом и Чу Конгом. В 1974-м вышли еще два фильма с экшен-хореографией Кори (в «Кунгфу 10-го дана» он ставил его в паре с Брэнди Юэнем, в «Злобной девушке-змее» – с Брэнди Юэнем и Юэнем Буном), но затем Кори сделал перерыв в хореографии и сосредоточился на карьере актера – впрочем, тогда так и не сложившейся (хотя в 80-х и 90-х он стал заметным актером второго плана – в том числе, комическим).
Вновь к постановке экшена он вернулся в 1977-м и сразу же показал себя, как изобретательного новатора, готового двигать жанр вперед. В числе его работ конца 70-х такие фильмы, как «Человек кунгфу» (1977, вместе с братьями Юэнем Ву-Пингом и Юэнем Чеунг-Яном), «Семь великих мастеров» (1978, вместе с Юэнем Чеунг-Яном), «Нефритовый коготь» (1979, в большой компании), «Танец пьяного богомола» (1979, в большой компании). Последний фильм стал одной из первых ласточек новой эпохи в боевом кино – более активно завязанной на трюках и на акробатике, нежели чем на классическом «стилевом» кунгфу. В 1982-м году Кори дебютирует в режиссуре комедийным боевиком «Ниндзя в логове Дракона» (1982), в котором также на пару с Ман Хоем ставит бои – поединки в нем до сих пор являются жанровым образцом. Первая соло-работа Кори – третья часть «Безумной миссии» (1984), и хотя вплоть до конца 80-х он вновь работает только в командах, участвует он только в важнейших для жанра фильмах – «Сердце дракона» (1985), «Да, мадам» (1985), «Над законом» (1986), «Восточные кондоры» (1987). В «Да, мадам» Кори не только ставит бои, но и выступает как режиссер, тем самым открывая новую эпоху в истории боевого кино – эта картина считается первым «полноценным» экшеном поджанра «девушки с оружием».
Параллельно Кори пытается закрепиться в Голливуде. В 1986-м он ставит поединки в первом большом фильме Жан-Клода Ван Дамма «Не отступать и не сдаваться», а спустя два года выступает режиссером и экшен-хореографом в его совместном американо-гонконгском сиквеле, главными звездами которого стали Синтия Ротрок и Лорен Аведон. В 1991-м он поставит экшен в голливудском боевике «Американский Шаолинь». На родине тем временем его карьера набирает невиданные обороты. Юэнь много снимает и как режиссер, и как экшен-хореограф – преимущественно в командах, но является в них основной движущей силой. Среди его работ этого периода можно выделить боевики «Она стреляет метко» (1990), «Кулак ярости 1991» (1991), «Воины Луны» (1992), «Операцию Скорпион» (1992), две части «Фонг Сай-Юка» (1993), «Телохранителя из Пекина» (1994), «Высший риск» (1995), «Мой отец герой» (1995), «Герой» (1997), «Черная роза 2» (1997).
Чаще всего Кори Юэнь работает с Джетом Ли, и когда актер получает роль в голливудском блокбастере «Смертельное оружие 4», он приглашает Кори Юэня «с собой» экшен-хореографом. С тех пор Кори работает над подавляющим большинством голливудских картин Джета – «Ромео должен умереть» (2000), «Поцелуй дракона» (2001), «Противостояние» (2001), «От колыбели до могилы» (2003), «Война» (2007), «Неудержимые» (2010). Его таланты признают и другие западные режиссеры – также он ставит экшен в «Людях Икс» (2000), «Перевозчике» (2002) и его сиквеле (первый фильм он ставит и как режиссер), «Пуленепробиваемом монахе» (2003). Больших успехов он добивается и на родине, хотя там он работает теперь намного реже и проекты выбирает не всегда удачно (так, его хореография не помогла «Эффекту близнецов 2» и «Китайской истории»). Из его больших проектов последнего времени – две части «Красной скалы» Джона Ву и «Храм Шаолинь» с участием Энди Лау, Джеки Чана и Джеки Ву.
3. Лиу Чиа-Лянг (Liu Chia-Liang)
По совокупности заслуг Лиу Чиа-Лянг в этом списке должен был стоять на первом месте, но только в том случае, если бы он до сих пор был в строю. Увы, его последняя работа в кино датируется 2005-м годом, и это отнюдь не гениальные «Семь мечей». Но обо всем по порядку. Первое появление Лиу в кино датируется первой половиной 50-х, а первое упоминание в титрах в качестве экшен-хореографа относится к 1953-му году, правда, следующее документально подтвержденное – уже к 1962-му (хотя вполне возможно, что тогда должность постановщика экшена просто не всегда указывалась в титрах). Как бы там ни было, с 53-го по 62-й Лиу снялся как актер/каскадер/статист более чем в 70 (!) фильмах, большая часть которых – фильмы о Вонге Фей-Хунге с Кваном Так-Хингом в главной роли. Лиу активно работает и в 60-х, но по-настоящему начинает проявлять себя только в конце 60-х, когда вслед за «Одноруким меченосцем» (1967) все того же Лиу Чиа-Лянга в моду входят «фехтовальные» фильмы. За шесть лет с 1967 года по 1972-й Лиу успел поработать над хореографией еще в семидесяти картинах, а с 72-го, когда в моду вошло рукопашное кунгфу, успешно переключился на него. Среди его самых заметных работ тех лет «Убийца» (1967), «Тропа сломанного клинка» (1967), «Золотая канарейка» (1968), «Возвращение однорукого меченосца» (1969), «Смертоносный дуэт» (1971), «Новый однорукий меченосец» (1971), «Боксер из Шантунга» (1972), «Человек из железа» (1972), «Пират» (1973), «Герои вдвоем» (1974), «Пять мастеров из Шаолиня» (1974), «Боевые искусства Шаолиня» (1974). В большинстве своих картин Лиу, снятых до середины 70-х, работает вместе с Тангом Чиа.
С середины 70-х Лиу начинает реформировать жанр – ему тесно в рамках экшен-хореографа и чтобы получить больший контроль над проектами, он начинает снимать фильмы самостоятельно и с тех пор практически не занимается хореографией в фильмах, снятых не им самим (за исключением некоторых работ его братьев Лау Кар-Винга и Гордона Лиу). Его первая режиссерская работа, «Духовный боксер» (1975), сильно опережает свое время – мода на смесь мистики и кунгфу появится только в 80-х. В «Вызове мастеров» (1976), «Палачах из Шаолиня» (1977), «Шаолине против ниндзя» (1978) и «Шаолиньском богомоле» (1978) он задает новую планку качества для экранного кунгфу, а картинами «36 ступеней Шаолиня» (1978), «Кунгфу бешеной обезьяны» (1979) и «Грязный Хо» (1979) срывает ва-банк в прокате и добавляет в свое «фирменное» стилевое кунгфу массу сложных акробатических элементов. В 80-е студия Shaw Bros потихоньку начинает сдавать позиции – фильмы студии собирают в прокате все меньше и меньше, не становятся исключением и проекты Лиу Чиа-Лянга, хотя сейчас видно, что в этот период Лиу создал свои лучшие фильмы. «Клуб боевых искусств» (1981), «Моя юная тетушка» (1981), «Легендарное оружие Китая» (1982), «Кот против Крысы» (1982), «Леди-босс» (1983), «Боец с шестом» (1984), «Ученики 36 ступеней Шаолиня» (1985) – все эти фильмы, которые Лиу Чиа-Лянг снял как режиссер и экшен-хореограф, сейчас могут быть по праву отнесены к числу неоспоримой классики жанра.
С закрытием студии Shaw Bros Лиу Чиа-Лянг не оказывается на улице – его тут же «подбирают» материковые мастера, пригласившие его для постановки третьей (и лучшей) части «Храма Шаолиня» с Джетом Ли, после чего Лиу снимает еще ряд заметных боевиков – «Тигр в полиции 1-2» (1988/1990), «Безумная миссия 5» (1989), «Пьяный мастер 2-3» (1994). Плюс работает над экшеном в таких картинах, как «Семья дракона» (1988), «Новые ребята в городе» (1990), «Операция Скорпион» (1992), «Босоногий» (1993) – ремейк «Учеников Шаолиня» (1975), в которых Лиу также ставил бои. Вторая часть «Пьяного мастера» становится для Лиу переломной – на съемках он ссорится с Джеки Чаном, который видит экшен в фильме совершенно другим, и уходит в процессе съемок, чтобы снять «Пьяного мастера 3», который проигрывает второму фильму по всем параметрам. После этого Лиу уходит из кино почти на десять лет и возвращается лишь в 2003-м с кунгфу-боевиком «Пьяная обезьяна» (2003), еще раз доказавшем, что Лиу и как режиссер, и как экшен-хореограф намертво застрял в начале 80-х – это было хорошее время, но новая публика требовала новых героев. Также Лиу уже как экшен-хореограф поработал в компании Стивена Тунга, Ксиона Ксин-Ксина и своего брата Лау Кар-Винга над уся-боевиком Цуй Харка «Семь мечей» (2005), по после него ушел из кино окончательно.
2. Саммо Хунг (Sammo Hung Kam-Bo)
Главное проклятье Саммо Хунга – Джеки Чан, который, конечно, ничего плохого ему лично не сделал и, более того, доверил ему несколько ярких ролей в своих фильмах, но так уж исторически сложилось, что из-за совместной работы и трио «Джеки Чан – Саммо Хунг – Юэнь Бьяо» Хунг как-то незаметно, но очень прочно сроднился с цифрой «два». И это при том, что Саммо был старшим и самым уважаемым учеником в школе пекинской оперы, в которой учился и Джеки, и при том, что в экшен-хореографию и режиссуру он пришел раньше Чана. Как и Джеки, сниматься как актер Саммо начал с начала 60-х, но до экшен-хореографа дорос на семь лет раньше, к 1966-му. Причем, его первой работой в этом качестве стал классический фильм Кинга Ху «Выпей со мной» (поединки в нем Саммо ставил в паре с ветераном Ханом Йинг-Чи, с которым впоследствии будет работать еще не раз). С конца 60-х Саммо становится штатным экшен-хореографом Shaw Bros, но в 1971-м уходит на вольные хлеба и с тех пор работает как для Golden Harvest, так и для прочих студий. Количество его работ вырастает в разы – за пять с 1972 по 1976 годы он ставит экшен в двадцати двух фильмах. Не Лиу Чиа-Лянг, конечно, но здесь будет уместно вспомнить, что в первую пятилетку своей работы (с 1967 по 1971) он приложил руку всего к восьми фильмам.
В 1977-м Саммо, к тому моменту добившийся признания как один из лучших хореографов и бойцов Гонконга (хотя к тому моменту главных и близких к главным ролей у него кот наплакал), пробует себя в режиссуре с боевиком «Монах с железным кулаком» (1977), который на долгие годы вперед определяет его стилистику – сочетание жестокости и легкого юмора в обертке из первоклассных акробатических поединков. В следующем году выходят еще более удачные «Воины вдвоем» и «Входит толстый дракон», а затем «Драка» (1979), для своего времени не менее новаторские, чем те же «Змея в тени орла» и «Пьяный мастер». Вдобавок к работе над своими фильмами Хунг сотрудничает с Карлом Макой и Лау Кар-Вингом на «Грязном тигре, сумасшедшей лягушке» (1978) и «Странной парочкой» (1979) и с Юэнем Ву-Пингом над «Великолепным мясником» (1979). Плюс наконец-то добирается до проката «Игра смерти» (1978) Брюса Ли, поединки в котором также поставлены с участием Саммо.
В 1980-м, пока Джеки пытается развить тему «классического» кунгфу в «Молодом мастере», Хунг идет другим путем и комбинирует юмор, мистику и боевые искусства в «Встречах с привидениями» (1980), ставших большим хитом. Эту тему он не бросает и в будущем и периодически к ней возвращается – и как режиссер, и как экшен-хореограф, и как продюсер. В числе его наиболее заметных работ в этом жанре «Мертвый и смертоносный» (1982, экшен-хореограф и актер), «Мистер Вампир 1-4» (1985-1988, продюсер и экшен-хореограф), «Где офицер Туба» (1986, продюсер, экшен-хореограф и актер), «Страшно, страшно!» (1988, режиссер), «Встречи с привидениями 2» (1990, продюсер, актер и экшен-хореограф). Попутно Хунг активно сотрудничает с Джеки Чаном – как режиссер, актер и экшен-хореограф, и ищет новые интересные проекты. В частности, он спродюсировал реалистичный боевик «Длинная рука закона» (1984), мелодраму «Прощай, мамочка» (1986), драму «Последний евнух Китая» (1988) и комедию «Один муж лишний» (1988). Как актер он старается участвовать в фильмах самых разных жанров.
Экшен-хореографию он со временем почти полностью перекладывает на свою Ассоциацию Каскадеров, также основанную раньше, чем соответствующая ассоциация у Джеки Чана – в 1979 году. В числе самых ярких работ Хунга и его ассоциации в 80-х «Мои счастливые звезды 1-2» (1985), «Над законом» (1986), «Шанхайский экспресс» (1986), «Восточные кондоры» (1987), «Драконы навсегда» (1988), «Рикша» (1989), «Герой в колготках» (1990). Однако последний фильм, к которому имела отношение его ассоциация, вышел в 1995 году. В конце 90-х, как многие экшен-звезды Гонконга, Саммо пытался покорять Голливуд, но самый большой его успех на этом поприще – сериал «Китайский городовой», продержавшийся в эфире два сезона. Сейчас Саммо практически отошел от режиссуры (его последняя режиссерская работа «Мистер Крутой» датируется 1997 годом) и не продюсирует кино с 1995 года, но как экшен-хореограф и актер (причем, не «разговорный», а вполне себе «боевой») работает до сих пор – пусть редко, но метко. Среди картин с его экшен-хореографией последних лет «Разборки в стиле кунгфу» (2004), «Троецарствие: Воскрешение дракона» (2008), «Ип Ман 1-2» (2008/2010), «Детектив Ди» (2010), а боевые сцены с его участием в «SPL» (2005), «Фатальном ходе» (2008), «Ушу» (2008), «Кунгфу-поварах» (2009), «Ип Мане 2» (2010) показывают, что на пенсию Саммо еще не собирается. Также Саммо активно работает на телевидении.
1. Юэнь Ву-Пинг (Yuen Woo-Ping)
На самом деле, на первое место в общем зачете Юэнь Ву-Пинг вырвался по фотофинишу – только потому, что он единственный экшен-хореограф с мировым именем. То есть, человек, который может не снимать кино как режиссер и не сниматься в нем 16 лет, как было в его случае, но все равно оставаться на пике благодаря своим работам в качестве постановщика боевых сцен. Это на самом деле очень немало.
Как актер Юэнь Ву-Пинг впервые появился на экране в 1962-м, в 1971-м вышел первый фильм с его экшен-хореографией – «Безумный убийца» (1971). Уже в следующем году Юэнь начал активно работать в этом качестве для Shaw Bros и – изредка – для небольших студий, как в одиночку, так и в паре с братом Юэнем Чеунг-Яном. Как и вся индустрия, начал перестраиваться на новый лад в 1977 году, поставив бои в «Непробиваемых доспехах», «Человеке кунгфу», «Тайных соперниках 2», «Связи через флакон» (1977), а в следующем году с режиссерским дебютом «Змея в тени орла» (1978) буквально взлетел к звездам. В том же году как режиссер и экшен-хореограф он снял «Пьяного мастера» (1978), в следующем отметился «Танцем пьяного богомола» (1979) и «Великолепным мясником» (1979), в 1980-м выпустил «Кулак буддиста» (1980), а в 1981-м – «Дредноут» (1981), плюс поработал над экшеном «Игры смерти 2» (1981). Начиная с 1982 года «уходит в астрал», то есть, вместе с братьями начинает серию абсурдных кунгфу-комедий «Чудо-бойцы» (1982), «Мастер вутанга» (1983), «Пьяный тайчи» (1984), «Пьяный вутанг» (1984), «Храм вутанга» (1986). К двум последним, правда, имел отношение лишь опосредованно – ставил бои как член «клана Юэней», в то время как три первых даже снял как режиссер.
С «Пьяного тайчи» Юэнь начинает выводить в люди Донни Йена, а в танцевальной кунгфу-комедии «Странные парочки» (1985) выступает не только как режиссер и экшен-хореограф, но и играет одну из главных ролей. Его работы середины 80-х, правда, проваливаются (касается это и хоррор-экшена «Встречи с вампиром» (1986)), но с конца 80-х он обретает второе дыхание – один за другим выходят его режиссерские работы «Клетка тигра 1-3» (1988/1991), «При исполнении 4» (1989). В начале 90-х он вновь начинает заниматься экшен-хореографией в чужих проектах («Близнецы-драконы» (1992), «Однажды в Китае» (1992), «Стальные когти» (1993), «Кулак легенды» (1994), «Черная маска» (1996), «Железная обезьяна 2» (1996)), а в 1993-м выпускает сразу три заметных проекта, как режиссер – «Железная обезьяна» (1993), «Герои среди героев» (1993) и «Мастер тайчи» (1993). За ними следуют «Вин Чун» (1994), «Огненный дракон» (1994), «Красный волк» (1995) и «Мастер тайчи 2» (1996).
После «Мастера тайчи 2» (в прокате, кстати, с треском провалившегося) Юэня приглашают в Голливуд, где он попадает к братьям Вачовски в «Матрицу» (1999). Обычно поклонники голливудских фильмов не копают вглубь титров, но «Матрица» стала настолько значительным хитом, что фанаты быстро обнаружили в титрах Юэня, тем самым вызвав вторую волну интереса к его старым фильмам. Сам Юэнь решает сосредоточиться исключительно на экшен-режиссуре и чередовать работу в Голливуде и дома. Так, на западе он ставит экшен в продолжениях «Матрицы», двух частях «Убить Билла» (2003/2004) и «Дэнни – цепном псе» (2005), а в Гонконге работает над «Крадущимся тигром, затаившимся драконом» (2000), «Легендой Зу» (2001), «Черной маской 2» (2002), «Разборками в стиле кунгфу» (2004), «Домом ярости» (2005), «Бесстрашным» (2006), «Убить императора» (2006) и совместным проектом «Запретное царство» (2008). В прошлом году он выпустил «Настоящую легенду» (2010) – свой первый режиссерский проект за 16 лет. Главное, чего за эти годы добился Юэнь Ву-Пинг, это то, что сейчас его имя прочно ассоциируется с качеством и изысканной, сложной, каждый раз в чем-то новаторской хореографией. А это в профессии экшен-хореографа главное.
Первая часть материала (места 20-16)
Вторая часть материала (места 15-11)
Третья часть материала (места 10-6)
Ма Юк-Син- ушел на TV.
Chin Kar-Lok- работает, но постановка ограничивается короткими и простыми стычками.
Дион Лам- при деле, относительно.
Тони Люн Сиу-Хун- с 19 года ничего.
Стэнли Тонг- снимает trash.
Никки Ли- между Chin Kar-Lok и Dion Lam Dik-On, то есть работает мало, может гораздо больше и лучше.
Yuen Tak- c 19 ничего.
Yuen Cheung-Yan- до 17 года был на подхвате у брата. В 19 году трудился над интернет-фильмом, пока всё.
Lau Kar-Wing- актерствует, к постановке экшена не вернулся.
Stephen Tung Wai- пару лет прозябает.
Tony Ching Siu-Tung- можно сказать, что без дела.
Donnie Yen Ji-Dan- после 17 года Кэндзи Танигаки делает экшен за Донни, а дублер Йена мастерски исполняет задумки японца.
Jackie Chan- пиарит ком.партию и активно снимается. Последний раз брался за постановку боевых сцен в 17 году, когда снимался у своего друга-говнодела.
Corey Yuen Kwai- без Джета Ли не знает, чем занять себя.
Саммо Хун- после 17 года ничего не ставил, как постановщик боевых сцен. Ходит с тростью и снимается на втором плане.
Yuen Wo-Ping- до 19 года был неутомим, но теперь иссяк.
у него ж ЛЮДИ НА ГОЛОВАХ дерутся
Все-таки про людей из предыдущей пятерки мне понравилось читать больше всего. А эта слишком предсказуемая и личности слишком известные..