20 лучших экшен-хореографов Гонконга (Часть 3)
Борис Хохлов
January 12, 2011 at 00:09
1 / 6 004
Третья часть материала о лучших экшен-хореографах Гонконга с конца 70-х по наши дни.
10. Юэнь Чеунг-Ян (Yuen Cheung-Yan)
Сын Саймона Юэня-старшего и брат Юэня Ву-Пинга, Армстронга Юэня, Саймона Юэня-младшего и других, не таких известных Юэней. Начал как статист в середине 60-х, первая работа в качестве экшен-хореографа относится к 1968 году – вместе с Чаном Сиу-Пангом поставил бои в «Кинжале летающего дракона». Большая часть его работ 60-70-х годов в экшен-хореографии для Shaw Bros –чаще всего он работал в паре либо с братом (14 фильмов вплоть до 1977 года), либо с Тангом Чиа (10 картин до 1977 года). В этом периоде немало у него и «сольных» работ. В 1977 году Юэнь получает куда большую свободу и начинает чаще переключаться с Shaw Bros на проекты сторонних студий, среди которых «Динамо» (1978), «7 великих мастеров» (1978, вместе с Кори Юэнем), «Месть мастера Шаолиня» (1979, с Юэнем Ву-Пингом), «Шесть направлений ударов» (1979, как член «Клана Юэней»). С начала 80-х на постоянной основе как член «клана Юэней» работает над экшеном в фильмах, снятых Юэнем Ву-Пингом – «Дредноут» (1981), «Легенда о бойце» (1982), «Чудо-бойцы» (1982), «Мастер вутанга» (1983), «Пьяный тайчи» (1984), «Храм вутанга» (1986), «Встреча с вампиром» (1986). Начиная с 1984 года сам пробует себя в режиссуре – в числе его первых работ «Пьяный вутанг» (1984), «Счастливый бриллиант» (1985). С конца 80-х все чаще начинает работать над экшеном в одиночку – преимущественно в комедиях с боевыми элементами. В числе его соло-работ «Операция Розовый взвод 1-2» (1988-1989), «Поставь на кон свою жизнь» (1991), «Король нищих» (1992), «Большая сделка» (1992), «Однажды в Китае жил да был герой 2» (1993), «Городская охотница» (1993), «Маленькие пьяные мастера» (1995). Тем не менее, его самые известные работы – командные: «Клетка тигра 1-2» (1988/1990), «Однажды в Китае» (1991), «Стальные когти» (1993), «Железная обезьяна» (1993), «Кулак легенды» (1994). С конца 90-х подался в Голливуд, где в числе прочего ставил экшен в двух частях «Ангелов Чарли» и «Сорвиголове», а также помогал брату с двумя сиквелами «Матрицы» и «Запретным царством». Во второй половине нулевых вернулся в Гонконг, где успел поработать над «Убить императора» (2006), «Кунгфу-поварами» (2009) и «Прыжком» (2009). Как режиссер в общей сложности поставил девять фильмов, но последний на данный момент его проект, «Проклятье колдуна», был снят еще в 1993-м. Также много снимался – чаще во второстепенных и комических ролях.
9. Лау Кар-Винг (Lau Kar-Wing)
Младший брат Лиу Чиа-Лянга, который, как и Юэнь Чеунг-Ян, так и не смог выбраться из тени более известного родственника. Первое появление в кино датируется 1963-м, первый фильм, в котором он записан экшен-хореографом, появился в 1966-м – назывался он «Изысканная золотая бабочка». Как и старший брат, в 70-х чаще всего работал на Shaw Bros, преимущественно с братом и в том числе над знаковыми для своего времени фильмами – «Пять пальцев смерти» (1972), «Боксер из Шантунга» (1972), «Пять шаолиньских мастеров» (1974), «Все мужчины братья» (1975). Во второй половине 70-х с подачи Саммо Хунга и Карла Маки стал больше сниматься, как актер – в фильмах «Грязный тигр, безумная лягушка» (1978), «Его зовут Никто» (1979) и «Странная парочка» (1979) он не только ставил бои, но и играл главные или близкие к главным роли, а последний из трех еще и самостоятельно поставил. Также из этого периода стоит отметить фильмы «Грязное кунгфу» (1978, одна из ролей, режиссер и экшен-хореограф в паре с братом), «Кулаки и мужество» (1979, постановка боев с Лиу Чиа-Лянгом), «Стальные кулаки» (1979, одна из главных ролей и экшен-хореограф), «Воин из Шаолиня» (1980, одна из главных ролей, режиссер и экшен-хореограф), «Охотники за сокровищами» (1981, одна из главных ролей, режиссер и экшен-хореограф), «Безумная погоня» (1981, одна из главных ролей и экшен-хореограф), «Фальшивые охотники за привидениями» (1982, режиссер и экшен-хореограф). С развалом Shaw Bros в 1985-м некоторое время сидел на эпизодических ролях, с 1987-го вновь вернулся к экшен-хореографии и режиссуре – как один из постановщиков боев он работал над «Тюремным пеклом» (1987), «Доспехами бога» (1987) и «Однажды в Китае» (1991) и в одиночку ставил экшен в «Безумной миссии 5» (1989) и «Полном контакте» (1992). Как режиссер поставил «Оцепеневших от страха» (1987), «Семью дракона» (1990), «Лысого тигра и толстого дракона» (1990) и еще несколько картин калибром поменьше. После провала боевика «Невинный убийца» (1994), в котором Кар-Винг выступил как режиссер, экшен-хореограф и один из актеров, ушел из кино. Ненадолго вернулся в середине нулевых по просьбе брата – помогал ему ставить экшен в «Пьяной обезьяне» (2003) и «Семи мечах» (2005). Заодно снялся в небольших ролях в «Анне в стране кунгфу» (2003) и «Окончательной битве» (2004).
8. Стивен Тунг (Stephen Tung Wei)
Один из самых уважаемых в индустрии постановщиков начал карьеру как актер в 1972-м. Уже в 1973-м ему повезло сняться вместе с Брюсом Ли в его лучшем фильме «Входит дракон» – причем, в картине Брюс как бы символически передает ему свою мудрость (Стивен играет мальчика, которому Ли говорит смотреть на луну, а не на палец, на нее указывающий). Первая работа в качестве экшен-хореографа относится к 1977 году, это боевик «Золотая маска», в которой Стивен также исполнил главную роль (бои он ставил на пару с Ка Хоем). В следующем году появились «Дьявол и ангел Шаолиня» и «18 фатальных ударов», в 1979-м – «Вилла Мара», в 1980-м – «Призрак ниндзя», во всех Стивен ставил бои и играл главные или близкие к главным роли. Но после боевика «Месть в Гонконге» (1981), в котором Стивен поставил бои, он на несколько лет пропал с радаров и вернулся лишь в середине 80-х, сначала как актер («Фокус покус» (1984), «Путешествие обреченных» (1985)), а с 1987-го – уже как постановщик экшена. В числе его работ последующего десятилетия такие картины, как «Светлое будущее» (1986), «Пом Пом наносит ответный удар» (1986), «Великолепные воины» (1987), «Мистер Вампир 3» (1987), «Пока не высохнут слезы» (1988), «Вампир против вампира» (1989), «Король павлинов» (1989), «Вопреки всему» (1990), «Пом Пом и Хот Хот» (1992), «Близнецы-драконы» (1992), «Ученик кунгфу» (1995), «Лезвие» (1995), «Дракон из Шаолиня» (1996), «Городские торпеды» (1997), «Хитман» (1998), «Горячая война» (1998), «Пурпурный шторм» (1999). В нулевых Тунг плотно работает с Тедди Ченом на всех его фильмах, вместе с Чингом Сиу-Тунгом ставит бои в «Герое» (2002) и ставит экшен в целой обойме не-боевиков – начиная с ностальгической мелодрамы «Всего один взгляд» (2002) и заканчивая триллером «Кома» (2004). Зато в последние годы из экшенов не вылезает – «Раскрашенная кожа» (2008), «Полицейские-плейбои» (2008), «Телохранители и убийцы» (2009), «Мулан» (2009), «Царство убийц» (2010), «Кунгфу Вин Чун» (2010). Как режиссер снял четыре боевика – «Чудо-полицейский» (1990), «Охота на лис» (1995), «Хитман» (1998), «Экстремальный вызов» (2001).
7. Чинг Сиу-Тунг (Ching Siu-Tung)
Заслуги Чинга Сиу-Тунга перед гонконгским кинематографом невозможно переоценить – он один из тех, кто придал боевому кино особый экзотический аромат. Но его хореография – одна из самых узнаваемых – пожалуй, наиболее однообразная, поэтому и место в этом списке он занимает далеко не лидирующее. Он родился в семье режиссера Чинга Конга (преимущественно работавшего для Shaw Bros) и в кино пришел с середины 60-х – первые годы работал статистом и каскадером, в 1972-м получил первую работу в качестве экшен-хореографа – в фильме своего отца «14 амазонок». Впрочем, вплоть до конца 70-х работал над постановкой боев не так чтобы очень часто – до 1979 года он записал на свой счет всего шесть фильмов. Перелом произошел в 1979-м, когда вышел боевик «Удар смерти» (на пиратском видео известный под названием «Выше голову, костоломы») – Чинг Сиу-Тунг сыграл в нем главную роль и вместе с Тони Леунгом Сиу-Хунгом и Хау Чиу-Сингом поставил бои. С этого момента количество его работ в экшен-хореографии вырастает в разы. В 1980-м он поработал над тремя фильмами, одним из которых становится «Меч» – один из важнейших для жанра фильмов, фехтовальные поединки в котором до сих пор выглядят безупречно. Также свой собственный стиль (лучше всего заметный именно в «фехтовальных» сценах) он проявил в «Возвращении смертельного клинка» (1981), «Дуэли до смерти» (1983, также его дебют в качестве режиссера), «Приключениях меченосца» (1983).
В 1987-м году выходит триумфальная «История китайских призраков», в которой Чинг Сиу-Тунг работал как режиссер и один из экшен-хореографов, и боевое кино меняется навсегда – в моду входят полеты, развевающиеся на ветру полотна (отличительная черта Чинга Сиу-Тунга как режиссера-визионера) и «женское» фехтование, и даже рукопашные бои он ухитрялся ставить так, что они напоминали балет. Чинг Сиу-Тунг продолжает тему с «Терракотовым воином» (1989), «Меченосцем 1-3» (1990/1992/1993), «Рейдом» (1991), двумя сиквелами «Истории китайских призраков» (1990-1991), «Воинами луны» (1992), «Таверной дракона» (1992), двумя частями «Героического трио» (1993), «Летающим кинжалом» (1993), «Бабочкой и мечом» (1993), «Китайской одиссеей 1-2» (1994-1995), «Королем приключений» (1996). Во многих из этих картин Чинг Сиу-Тунг работает над экшеном не один, но его стилистика настолько подавляюща, что его работы невозможно перепутать ни с чьими другими.
С конца 90-х Сиу-Тунг заметно сбавляет обороты – гонконгская киноиндустрия переживает кризис, дорогие боевики становятся непозволительной роскошью. Тем не менее, хореография Чинга остается безупречной – в числе его работ последнего десятилетия «Дуэль» (2000), «Мой одноклассник Варвар» (2001), «Шаолиньский футбол» (2001), «Обнаженное оружие» (2002), «Герой» (2002), «Дом летающих кинжалов» (2004), «Проклятье золотого цветка» (2006), «Полководцы» (2007), «Баскетбол в стиле кунгфу» (2008), «Императрица и воины» (2008), «Охотник за сокровищами» (2009). Чинг Сиу-Тунг также активно занимается режиссурой – на данный момент в его послужном списке 16 режиссерских работ, а в 2011-м должна появиться семнадцатая – очередная экранизация красивой китайской легенды «Мадам Белая змея» с Джетом Ли и Чарлин Чой. В середине 90-х у Чинга Сиу-Тунга была своя компания China Entertainment, которая произвела в общей сложности семь фильмов в 1993 и 1994 годах.
6. Донни Йен (Donnie Yen Ji-Dan)
Донни Йен намного лучше известен как актер, но и в экшен-хореографии его заслуги весьма значительны. Его актерский дебют состоялся в 1984-м году у Юэня Ву-Пинга в «Пьяном тайчи», в последующие несколько лет Донни преимущественно снимался у него и постепенно начал помогать с экшеном. Его дебют в качестве экшен-хореографа состоялся в «Клетке тигра» (1988), также он ставил бои в его сиквеле и «Вин Чун» (1994). С середины 90-х Донни уходит от Юэня и с тех пор работает над экшеном только в одиночку – над «Высоким напряжением» (1995), «Возвращением Сатаны» (1996), «Лунным экспрессом» (1999), а также фильмами, которые поставил самостоятельно – «Легендой о волке» (1997), «Баллистическим поцелуем» (1998) и «Шанхайскими разборками» (1998). В начале нулевых пребывал в творческом анабиозе, но в 2003-м вернулся с триумфом – за хореографию экшена в «Эффекте близнецов» (2003, также режиссер) он получил награду HKFA, да и его дальнейшие работы на этом поприще преимущественно ждал успех. Среди них «Воспитанницы Черной розы» (2004, также режиссер), «SPL» (2005), «Врата тигра и дракона» (2006), «Вспышка» (2007), «Легенда о кулаке: Возвращение Чен Жена» (2010). Характерная черта его экшен-постановки – высокая скорость ударов и частые элементы борьбы. Последняя, практически борцовская схватка в «Вспышке» с Нгаем Сингом – одна из жемчужин боевого кино. В будущем Йен планирует заниматься хореографией еще чаще – в 2011-м должны выйти «Меченосцы» и «Заблудший меченосец», а в 2012-м – «Король обезьян». Во всех трех Йен исполнит главные роли.
Первая часть материала (места 20-16)
Вторая часть материала (места 15-11)
Четвертая часть материала (места 5-1)
А Джеки Чан должен был быть здесь....Да, может он и один из первых, кто начал ставить трюковой экшен, но все остальные из моей пятерки быстренько тоже подтянулись, а постановка его мне никогда не нравилась...Слишком какая то беспорядочная, и жесткости не хватает...
Донни Йена однозначно переоценили...Допустим, ту же самую "Вспышку" он ставил далеко не один, хотя написано, что "с середины 90-х Донни работает над экшеном только в одиночку"...С ним была команда постановщиков из Японии...На кунгфумании есть мой перевод биографии Крис Йен, в ней ссылка на Ю-тубовский ролик , где все они перечисляются поименно во время работы над фильмом.... И познакомились они во время совместной работы в Японии уже в 2000-х,значит, опять же он не в одиночку тогда там экшен ставил...
2 Юэнь Ву-Пинг
3 Кори Юэнь
4 Джеки Чан
5 Саммо Хунг
2 - Хунг
3 - Кори Юэнь
4 - Чан
Интересно, угадаю? Время покажет.
А, и Лау Кар-Лен наверно
Бьяо не будет по причине того, что у него ни одной сольной работы. Он как Армстронг Юэнь и Саймон Юэнь-младший, которые очень часто в одной компании с Юэнем Ву-Пингом и Юэнем Чеунг-Яном записаны, но хрен поймешь, в чем их вклад заключался.
Но если расширю список и сделаю "приквелы" (места после 20-го), то он, конечно, туда попадет.
Stephen Tung Wei- Хитмэн. За одно это я люблю его как постановщика и режисера.
Интересно, а Юэнь Бьяо будет?
Lau Kar-Wing - нравится больше брата, акробатика в фильмах Хунга-Маки впечатляет до сих пор.
По-моему, Стивен Тунг намного симпатишнее :)
Прошу прощения, что не по теме :)