radio direct
HKCinema Radio
Channel
Artist
Album
Title
Year
Duration
Earlier
avatar frame
Hello! Do we know you? :)
Log in or register Log in or registration

Интервью с Тедди Ченом

Борис Хохлов June 23, 2010 at 01:18 1 / 1 267

Гонконгский режиссер Тедди Чен в кино с начала 80-х – долго работал ассистентом у заслуженных постановщиков того времени и писал сценарии, а с начала 90-х начал снимать и продюсировать кино сам. За последние двадцать лет он успел поработать с многими звездами Гонконга – у него снимались Джеки Чан, Донни Йен, Энди Лау, оба Тони Леунга, Такеши Канеширо, Николас Цзе, Дэниел Ву и многие другие, также именно он запустил «Черную маску» Джета Ли. В Москву Чен приехал на Московский Международный Кинофестиваль, на котором в программе «гала-премьеры» участвует его новый фильм «Телохранители и убийцы», уже успевший получить две награды и четыре номинации в различных категориях на Asian Film Awards.



Я жду Тедди Чена в фойе кинотеатра «Октябрь». Обозначенное время начала интервью уже подошло, а режиссера все нет. Устроители начинают звонки, в ходе которых выясняется, что именитый постановщик загулялся на Арбате. Спустя двадцать минут Чен и приставленная к нему переводчица все-таки приходят, нас знакомят и я первым делом даю ему на подпись диски с его фильмами – его дебютная режиссерская работа «Alien Wife» («Ооо, давно это было»), первый по-настоящему сильный фильм «Twenty Something» («Надо же, у вас даже этот фильм есть!» – «Конечно, отличное кино» – «Да, хорошее») и «Purple Storm» («Мы как раз о нем недавно вспоминали!»). От предложенной мной ручки Чен отказывается, лезет в сумку и достает из нее свернутый пакетик, из которого с улыбкой достает… печать. «Я это делаю chinese way!» – и ставит свой автограф на каждом из дисков.

Чтобы не волноваться насчет времени на интервью, я пропускаю вперед съемочную группу Сэма Клебанова, которые изначально должны были идти за мной, а сам сажусь с переводчицей. Та оказывается доброжелательной собеседницей и сначала рассказывает свои впечатления о фильме («Прекрасный фильм! И крови немного и очень душевный!»), потом о Чене («Он очень хорошо говорит по-английски, ну, для китайца, и с юмором»). Видеоинтервью подходит к концу, переводчица к этому моменту куда-то отходит, а Чен подсаживается ко мне: «Ну что, может, сядем в кафе рядом?». Мы располагаемся за столиком по соседству, делаем заказ (режиссер берет порцию суши и жасминовый чай, я – капуччино) и я выкладываю на стол диктофон…


До того, как стать режиссером, вы с начала 80-х работали ассистентом у Алекса Чеунга, Конга Лунга, Дэвида Лая, Кирка Вонга и прочих уважаемых постановщиков. Кого из них вы считаете своим учителем?
Я бы сказал, что все они были моими учителями. Вообще ассистентов режиссера того возраста, в котором я тогда был, в Гонконге немного – к этому времени все становятся самостоятельными режиссерами. Но я работал ассистентом довольно долго, потому что хотел научиться как можно большему, поэтому же я старался работать с самыми разными режиссерами. И все они в какой-то степени мои учителя.

Почему вашим режиссерским дебютом стал фильм «Alien Wife»? Вам понравилась его идея или это был «чисто бизнес»?
Это была не моя идея, я этот фильм не выбирал. В то время я работал сценаристом и уже полгода жил на Тайване. В Гонконг я вернулся за визой и заодно встретился с друзьями, у которых была своя кинокомпания и контракт с Golden Harvest. По этому контракту они должны были снять для них четыре фильма, но работали они очень медленно и к тому времени сняли только один из них. Надо было торопиться, ускоряться, поэтому они пригласили меня присоединиться к ним и попробовать снять один из этих фильмов самому. У них были сценаристы, которые были очень хороши в подобных фильмах, но режиссеров не хватало, поэтому они предложили этот фильм мне.

Ваш первый по-настоящему удачный фильм, как мне кажется, «Twenty Something», который вы сняли для компании United Filmmakers Organisation (UFO). Мне очень нравятся спокойные, романтичные фильмы, которые во второй половине 90-х снимались на этой компании, но, насколько я знаю, в кассовом отношении суперхитов среди них практически не было. Как вам кажется, почему китайская публика их принимала не очень хорошо?
Ну почему, зрители хорошо их принимали и в то время, пока UFO была активна, выход их фильмов всегда сопровождался большой шумихой.

Но ведь UFO перестала выпускать новые фильмы, не знаю, лет через десять после своего основания?
Все проще, ее основатели разошлись. Один из главных продюсеров компании, Питер Чен, уехал в Голливуд (речь о фильме «Любовное письмо» (1999) – прим. редактора), а одного из основных режиссеров пригласили снимать фильм в Японию (Ли Чи-Нгай и фильм «Fuyajo» (1998) с Такеши Канеширо в главной роли – прим. редактора). Но компания существует до сих пор, ею руководит Эрик Тсанг, он теперь ее единоличный хозяин.

В «Twenty Something» вы фактически открыли Джордана Чана. В 1994-м году он снялся сразу в четырех фильмах, два из которых сняли вы. Вам он достался совсем «зеленым» или на тот момент он уже где-то снялся? Интересно, с чего он начинал. Тем более что у нас недавно стартовал совместный китайско-российский сериал «Последний секрет мастера», в котором он играет главную роль со стороны Китая.
Мы нашли его на обычном кастинге. Мы объявили кастинг, он пришел и хотя его герой должен был быть немного другим, он нам очень понравился. Так что мы решили немного изменить его героя, чтобы сделать его ближе Джордану. В нем есть что-то такое настоящее, он очень естественный.

Как я понял, за свою карьеру вы успели попробовать себя во многих ипостасях. В титрах «Magic Touch» Майкла Хуи вы даже записаны как монтажер…
Нет-нет-нет, я был сорежиссером и просто помогал Майклу во всем, в том числе в монтаже.

Известно, что на рубеже 80-90-х годов в Гонконге многие фильмы продюсировались триадами. Вам пришлось как-то с ними столкнуться?
Честно говоря, я не хотел снимать подобные фильмы. В то время рынок материкового Китая только открылся и «триадовские» фильмы на него не допускались. Мне всегда были интересны боевики, но с триадами я их снимать не хотел.

Во второй половине 90-х после ряда драм вы переключились на боевики – «Downtown Torpedoes», гениальный «Purple Storm» и «Accidental Spy». С чем это было связано?
Я люблю пробовать что-то новое. Я начал с драм, потом снимал боевики, а пять лет назад снял современную сказку под названием «Wait till you older». Знаете такое? С Энди Лау? (обижаете – прим. редактора). А сейчас я, например, хочу снять хоррор – не хочу, чтобы мое имя связывали только с экшенами, это не для меня.

Как вам работалось с Джеки Чаном на «Accidental Spy»? Он был открыт для вашего мнения или, может быть, у него было свое представление об этом фильме и он пытался все контролировать?
Обычно Джеки Чан снимает фильмы по своим собственным идеям. Но на этот раз сценарий был уже готов – его написал я, но писал я его для Такеши. Ну, вы знаете Такеши? Этот японский парень? Помесь японца и тайваньца?

Канеширо.
Да, точно. Так вот, сценарий был уже написан. Джеки Чану он понравился и я его изменил так, чтобы вместо 24-летнего Такеши главный герой был 42-летним Джеки Чаном. Таким образом сюжет стал более взрослым, серьезным. И так как сценарий был мой, на съемках Джеки действительно во всем меня слушался.

После «Случайного шпиона» и до «Телохранителей и убийц» вы сняли всего один фильм – уже упоминавшуюся картину «Wait Till You Older»…
Как я уже говорил, я люблю искать что-то новое. И… (пауза) В то время умерли мой отец и мама. И я хотел снять что-то особенное в память о них. Я заметил, что когда они маленькие, все дети хотят вырасти побыстрее. И я развил это в полноценный фильм о мальчике, который хочет стать большим.

Для вас «Телохранители и убийцы» – первый исторический фильм. В том плане, что к нему требовались декорации, костюмы и прочие атрибуты. Легко ли вам далось погружение в эту эпоху? Мне кажется, снять такой фильм сложнее, чем обычный экшен.
Для меня самым сложным и трудоемким был фильм Джеки Чана. Но в «Телохранителях и убийцах», конечно, тоже были свои сложности. У нас было много персонажей, для каждого из которых мне надо было придумать что-то свое, у нас был довольно жесткий график съемок, нам надо было строить декорации… Наша основная декорация запоздала на месяц, так что на съемки у нас осталось всего три месяца и пришлось разделиться на три группы и снимать буквально 24 часа в сутки.

Мне очень понравились «Телохранители и убийцы» в первую очередь драматической линией человека, который в тяжелый момент и фактически в чужой войне вынужден поставить на кон все, включая жизнь собственного сына. Во многом, конечно, благодаря Вангу Сюци, который сыграл главную роль просто невероятно. Как он оказался в вашем фильме?
На момент съемок он был уже хорошо известен. Один из продюсеров фильма, Вонг Цянсин, с материка – он, кстати, не только продюсер, но и режиссер. Он рассказал мне об этом актере и показал последний фильм с его участием, он называется «Мей Ланфан» (официальное англоязычное название «Forever Enthralled» – прим. редактора). Он там не в главной роли, но совершенно замечательный, очень обаятельный. Мои продюсеры тоже его одобрили.

При всей аутентичности декораций и костюмов, в некоторых боевых сценах «Телохранители и убийцы» приобретают такой слегка фантастический, мифический окрас. Особенно это касается линии Леона Лая, который со своим веером кажется героем какого-нибудь уся, а не исторической драмы о Сун Ятсене. Это сознательное преувеличение или вы все-таки старались держаться поближе к реальности?
Тут все зависит от этих персонажей. От того, каким образом они изучали свое кунгфу. Леон Лай, нищий, он из богатой семьи. Он изучал кунгфу с самого детства, так что он знает все техники и стили. И я специально перенес бой с его участием на лестницу – чтобы он мог больше двигаться, прыгать, перемещаться. Он действительно такой почти мифический мастер кунгфу. Но вообще в фильме у каждого героя свой стиль кунгфу. Например, Донни Йен – полицейский. В то время Гонконг был британской колонией, значит, он научился драться в армии – британской армии. И дерется он более жестко. Рикша не учился драться специально, он не мастер кунгфу, а такой уличный боец. Девушка из китайской оперы и она сражается более мягко, театрально. То есть, боевые стили героев очень разные.

Вообще в картине отличный актерский состав и, что главное, очень разнообразный – это фактически такой срез по китайским звездам самых разных времен и жанров. Потрясающий материковый актер Ху Цзюн, звезды 80-х и 90-х Тони Леунг, Саймон Ям, Эрик Тсанг, Леон Лай, Джеки Чеунг, молодые актеры Николас Цзе и Фан Бинбин, плюс экшен-звезда Донни Йен и в небольших отрицательных ролях Кунг Ле, Филип Нг и Син Ю. Было ли трудно собрать их всех вместе?
Нет, совсем нет. Трудно было на фильме Джеки Чана, где были корейские звезды, тайваньские звезды, гонконгская съемочная группа, турецкая съемочная группа, французские каскадеры – люди со всего света. Вот это было трудно. Здесь все было проще – мы все китайцы, мы все говорим на мандарине и у нас был отличный сценарий, так что уговаривать никого не пришлось.

И с Донни Йеном не было проблем? Кажется, сейчас он снимается чуть ли не в пяти фильмах в год и очень занят.
Да, но он никогда не снимается в нескольких фильмах сразу. Все строго по очереди.

С кем вообще вам легче работается, с актерами из Гонконга или с материка?
Для меня важно не то, откуда актер, а то, как актер вписывается в своего персонажа. Если он понимает своего героя, мы с ним прекрасно поладим.

Но ведь у очень многих гонконгских актеров есть хотя бы какая-то минимальная боевая подготовка, практически каждый снимался в боевиках, а в материковом кино такой экшен-школы нет.
Я не вижу в этом проблемы, ведь всегда можно задействовать дублеров.

С самого первого своего боевика, «Downtown Torpedoes», вы работаете с одним экшен-хореографом, Стивеном Тунгом. Лично мне он очень нравится и как хореограф, и как актер, и на данный момент он один из самых востребованных хореографов Китая. Как сложилось такое долгое сотрудничество?
А я постоянно работаю не только с ним. Дизайнер по костюмам, художник – все они работают со мной как раз с «Downtown Torpedoes». Я всегда задействую одну и ту же команду. Мы прекрасно ладим, они всегда знают, чего я от них хочу, а я знаю, на что они способны, так что нам не приходится тратить много времени на обсуждения. Они сразу приходят ко мне со своими идеями.

А как вы познакомились со Стивеном Тунгом?
Гонконг на самом деле – маленький город (смеется). Я в кинобизнесе тридцать лет, он сорок, так что конечно же однажды мы познакомились.

В западном и гонконгском кино хорошо заметно одно отличие – голливудские боевики более дорогие и зрелищные, но, скажем так, более пафосные, с неким «месседжем». В то время как классические гонконгские боевики не такие дорогие и совсем не амбициозные…
Мне кажется, основная причина того, что гонконгские фильмы так популярны в мире, в том, что они универсальны. Да, у нас есть более «локальные» артхаусные фильмы, но в основной своей массе они достаточно просты. Кроме того, в них отличный экшен и они очень экспрессивные и выразительные, во многом завязанные на языке тела. Даже если вы живете в Африке, вы поймете, что происходит. Что касается экшена, то мы впитываем его отовсюду. Немного из Голливуда, немного из Японии, немного из Европы – то есть, мы учимся, как снимать большое кино дешево. Если голливудский боевик будет стоить 30 миллионов долларов, мы снимем такой же боевик за 3 миллиона. Вот почему Голливуд всегда интересовали гонконгские режиссеры. Но я не могу сказать, что все гонконгские фильмы лишены «месседжа» и амбиций. Даже в 90-е были режиссеры, в фильмах которых это было – тот же Кирк Вонг, например. Думаю, это зависит от самого режиссера – хочет он что-то сказать своим фильмом или нет.

В финале «Телохранителей и убийц» многие герои погибают. Вообще это отличительная «фишка» китайских боевиков, пошедшая еще с Shaw Bros и красной нитью прошедшая через криминальные боевики 80-х и 90-х. То есть, зло наказано, но большой ценой. Откуда в китайском кино эта традиция? Вы не любите хэппи-энды?
Конкретно «Телохранители и убийцы» – это фильм не о героях. Он о том, что делает революцию успешной, то есть, о принесении жертвы. Эти люди приносят себя в жертву во имя революции. Я снимал фильм не о крутых парнях, а о том, во имя чего они борются. Это очень тонкий и важный момент.

Не так давно режиссер Фен Сяоган сказал, что «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Герой» – фильмы, поднявшие интерес запада к китайскому кино – по духу фильмы не китайские, а голливудские. Готовы ли вы его в этом поддержать? И что сами думаете по поводу этих картин?
Я тоже думаю, что «Крадущийся тигр» снят для западных зрителей. Да, он не совсем обычный, но в целом мы уже видели этот фильм двадцать лет назад. Но люди на западе увидели такой фильм впервые – чтобы люди летали. Я смотрел этот фильм в Лос-Анджелесе, передо мной в зале сидели муж с женой. Когда он закончился, жена спросила мужа: «Почему в этом фильме все летают?», на что тот ответил: «А почему нет? Они же супергерои, как Супермен, это китайский фильм о супергероях». В Китае и в Гонконге эти фильмы были не очень успешны, но на западе они стали хитами.

Но они не так уж сильно отличаются от фильмов, которые снимали в Гонконге в начале 90-х. Того же «Swordsman» или «Once Upon a Time in China». Так почему в Китае их приняли в штыки и до сих пор так по-недоброму вспоминают?
Их не приняли в штыки, просто они слишком похожи на то, что мы уже видели. Да, они здорово сняты и вообще хорошие фильмы, но для нас в них нет ничего особенного, нового.

Были ли у вас шансы поработать в Голливуде? Возможно, в конце 90-х, когда там пробовали силы многие гонконгские режиссеры? Хотите ли вы снять голливудский фильм?
Я уже снимал кино в Турции, в Корее, в Египте, в других странах. Я не против того, чтобы снять фильм в любой стране. Если сценарий хорош, мне все равно, где снимать. Если люди из Голливуда согласятся, чтобы я снял для них фильм по своему сценарию и так, как этого хочу я, то почему бы и нет? Но вообще прямо сейчас самый большой и интересный рынок – Китай. И если в Голливуде захотят, чтобы я снял для них фильм, думаю, они захотят, чтобы я снял фильм не для запада, а для Китая.

Какое-то время назад ваше имя связывали с ремейком классической «Летающей гильотины» от студии Shaw Bros. Связаны ли вы с ним сейчас и в каком качестве?
Да, я работаю над ним, но это не ремейк, скорее это новый фильм с героями из старого фильма. Я уже подписал контракт, прямо сейчас я работаю над сценарием. Еще у меня в ближайших планах боевик о материковом спецназе, но по его поводу мне сначала нужно получить одобрение от китайского правительства. Так что мне сначала нужно закончить сценарий и показать его и только тогда мне дадут на него «зеленый свет».

А есть ли у вас уже какие-то соображения по поводу ведущих актеров в новую «Летающую гильотину»?
Прямо сейчас нет.

В заключение вопрос от читателей сайта hkcinema.ru. Видели ли вы какие-то российские или советские фильмы и если да, то понравились ли вам какие-то из них?
Очень давно. В Гонконге очень мало российских фильмов. И, честно говоря, мне трудно их понять. Я видел несколько старых фильмов, про войну, но из новых не видел ничего. Подскажете что-нибудь хорошее? Я слышал, у вас есть один очень известный фильм, у него еще есть плохой ремейк. Об одном парне в канун Рождества, который напился и случайно уехал в другую страну, но по тому же адресу, где познакомился с девушкой…

Да-да, «Ирония судьбы или с легким паром». Ну, ремейк был не такой уж плохой. Забавный.
Сэм (Клебанов – прим. редактора) сказал, что плохой.

Ну, на этот счет есть разные мнения!
Напишите мне вот здесь его название (Тедди отрывает кусочек какой-то бумажки и протягивает мне). Он выходил на DVD с английскими субтитрами? Я бы хотел его посмотреть!

Борис Хохлов
Автор выражает благодарность за возможность проведения этого интервью Сэму Клебанову, Илье Миллеру и компании "Кино без границ"

Comments

Log in or register to leave a comment
Edit your comment


Warning



Confirmation needed!



Warning


Category




scrollToTop scrollToBottom
Authorization