Ti Lung 狄龍
Suzuki
December 1, 2013 at 22:53
4 / 6 464
Настоящее имя Ти Лунга – Томми Там Фу-винг, родился он в провинции Гуандун (или Кантон) 3 августа 1946 года.
По настоянию студии Томми пришлось сменить имя на более подходящее для кинозвезды – Ти Лунг. В переводе с китайского Ti Lung означает "дракон Ти", а Ти (или Ди) – это имя древнего племени, которое веками доставляло множество неприятностей китайцам хань, прежде чем ассимилировалось с ними. Но есть и другая расшифровка его псевдонима. По-китайски Ti Lung звучит, как De Lon, то есть это неприкрытый намек на Алена Делона, тоже крепкого, смуглого красавца, к тому же очень уважаемого юным актером.
В короткий срок он обучился искусству фехтования, конной выездки и уже в конце 1969 года Чанг Че доверил ему центральные роли в своих фильмах «Have Sword, Will Travel» и «Dead End». Инвестиции в начинающего актера окупились с лихвой за годы плодотворного сотрудничества Ти Лунга с Шоу Бразерс.
Обладающий больше актерскими, чем боевыми способностями, Ти Лунг умел на экране произвести нужное впечатление так, что многие считали его опытным мастером боевых искусств. Со временем он стал одной из суперзвезд кунг-фу фильмов студии братьев Шоу наряду с Александром Фу Шенгом, Ку Фенгом, Гордоном Лью и другими.
Чаще всего Ти Лунг снимался вместе с Дэвидом Чиангом. Высокий, порывистый, мужественный Ти Лунг и субтильный лукавый Дэвид благодаря контрасту между ними составили идеальную экранную пару. Они выгодно оттеняли друг друга, хотя в драматических сценах Дэвид все-таки переигрывал напарника. Как правило, героям Ти Лунга выпадала трагическая судьба, и именно тяжкие физические и моральные страдания товарища подвигали «негероических» персонажей Чианга к решительным действиям.
За первые же три года сотрудничества молодых актеров вышел добрый десяток совместных картин, около половины из которых стали кассовыми хитами того периода. Среди них – «The Heroic Ones» (1970), «Duel of Fists»(1971) , «The New One-Armed Swordsman» (1971) и другие. Несомненно, они были выдающимися персонажами боевого кино своего времени, до тех пор, пока не произошла новая сенсация – появление Брюса Ли.
Тем не менее, Ти Лунг продолжал много и успешно сниматься (с Дэвидом Чиангом, конечно), с годами утрачивая юношескую порывистость, но взамен демонстрируя зрелую актерскую игру и внутреннее величие, в полной мере проявившиеся уже в «The Blood Brothers» (1973).
В следующем году Ти Лунг сыграл роль кунгфуиста-приятеля главного героя в фильме совместного англо-гонконгского производства «Call Him Mr. Shatter». Это дало ему возможность блеснуть своим знанием английского языка и слелать шаг к международной славе, впрочем, неудачный по причине непроходимой тупости фильма.
Вскоре после этого экономические трудности и неурядицы в боевом кино после феерического появления Брюса Ли, студия братьев Шоу вынуждена была сократить свое производство и уволить некоторых ведущих актеров. В отличие от Дэвида Чианга, который ушел «на вольные хлеба» и работал на Show Brothers только время от времени, Ти Лунг остался на студии в качестве чуть ли не единственной ее кунг-фу-звезды.
Это обстоятельство позволило ему работать и с другими режиссерами, помимо Чанга Че, что повлекло за собой большее разнообразие ролей. В фильмографии актера появились историческая дилогия «The Empress Dowager» (1975) / «The Last Tempest» (1976) режиссера Ли Хан-сяна и ужастик из двух частей «Black Magic 1-2» (1975-1976) режиссера Хо Мен-хуа.
Однако Ти Лунг оставался верен своему наставнику. Когда по договору с боссами Show Brothers Чанг Че отправился на Тайвань снимать независимое кино, актер мотался на остров для участия в его проектах. Как правило, он становился частью звездного актерского ансамбля, как, например, в «Five Shaolin Masters» (1974), «All Men Are Brothers» (1975), «Shaolin Temple» (1976), «Seven Man Army» (1976).
В свою очередь Чанг Че продюсировал режиссерские опыты Ти Лунга «Young Lovers on Flying Wheels» (1974) и «The Young Rebel» (1975), в котором он снова сыграл со своим давним партнером в кино - Дэвидом Чиангом. А годом ранее Ти Лунг исполнил главную роль в с режиссерском дебюте Дэвида – остросюжетной драме «The Drug Addict» (1974), где сыграл совсем нехарактерную для себя роль наркомана.
Актер снялся еще в паре картин Чанга Че после возвращения последнего в Гонконг на студию братьев Шоу в конце 1977 года – «Ten Tigers of Kwantung» (1979) и «The Brave Archer» (1977-1983гг), но лучшие дни их совместного творчества были уже позади.
Впоследствии Ти Лунг сотрудничал с другими шоубразеровскими режиссерами – например, Сун Чунгом, у которого он снялся в трех картинах: «The Avenging Eagle (1978)), «The Kung-Fu Instructor» (1979) и «The Deadly Breaking Sword» (1979). Однако наиболее плодовитым и успешным оказалось сотрудничество с Чор Юэнем – около десятка боевых фильмов, начиная с «Magic Blade» (1976) и заканчивая «The Hidden Power of the Dragon Sabre» (1984)
Интересным оказался опыт работы актера с Тон Гаем, который был помощником Лау Кар-Леунга в постановках боев для фильмов Чанга Че, а также хореографом эпопеи о Меченосце Чор Юэня. В качестве режиссера Тон Гай снял всего три фильма, и в двух из них – «Shaolin Prince» (1983) и «Opium and the Kung-Fu Master» (1984) – поучаствовал Ти Лунг. Причем в первом у него появился шанс задвинуть на задний план кого бы вы думали? Дерека Йи, младшего брата Дэвида Чианга! А во втором Ти Лунг сыграл одну из лучших своих ролей – наркозависимого мастера боевых искусств.
Шло время, популярность жанра кунг-фу неумолимо падала и фильмы Shaw Brothers казались все более устаревшими по сравнению с фильмами Джеки Чана и Саммо Хунга. К началу восьмидесятых годов производство студии существенно снизилось, а к середине 1980-х практически остановилось. Для Ти Лунга, 15 лет хранившего верность братьям Шоу, это было серьезным ударом. В результате актер, привыкший быть постоянно занятым, снимаясь в нескольких фильмах в год, стал злоупотреблять алкоголем.
От отчаяния его спас один из бывших ассистентов режиссера Чанга Че по имени Джон Ву, предложив главную роль в своей картине «A Better Tomorrow» (1986) Фильм имел огромный успех, изменил гонконгское кино и дал новую жизнь карьере Ти Лунга. В 1989 году он с другими звездами (Дэвидом Чиангом, Дэнни Ли, Чен Куан-таем, Стивеном Чоу и др.) принял участие в съемках картины Джона Ву и Ву Ма «Just Heroes», прибыль от которой пошла на обеспечение достойной пенсии Чангу Че.
С возвращением популярности эпического боевого кино в начале девяностых годов, Ти Лунг смог вернуться к жанру, прославившему его, в таких фильмах, как Warrior's Tragedy (1993), The Bare-Footed Kid (1993) и Blade of Fury (1993), явно навеянных творчеством Чанга Че. Эти картины показали, что актер в хорошей форме, но большого кассового успеха не имели. Самой коммерчески успешной ролью, был суровый отец героя Джеки Чана в «Пьяном мастере – 2» (1994).
С наступлением упадка гонконгского кино в середине девяностых, Ти Лунг на несколько лет исчез с экрана, вернувшись в качестве зрелого характерного актера в таких фильмах, как «Kid» (1999), High K (2000), Paramount Motel (2000). За работу в «Kid» актер получил награду HKFAA–2000 за лучшую мужскую роль.
Сейчас Ти Лунг уже не снимается так много, как в дни своей громкой славы, но по-прежнему является одним из самых уважаемых актеров Гонконга. С 1975 года он женат на актрисе Тиу Ман-Мин, которая 30 июля 1980 родила ему сына, Шоуна Тама. Сын пошел по стопам родителей – стал актером и певцом. Кроме того, Ти Лунг – дядя актеров, певцов и диджеев Джерри и Яна Ламов. Поэтому замечательного актера Ти Лунга можно смело назвать настоящим патриархом с молодой душой!
Сейчас только посмотрел с ним фильм: "Опиум и мастер кунг-фу" Рекомендую всем!
На вкус и цвет товарищей нет)))
Тем не менее, все равно придерживаюсь мнения, что молодой "ранний" Ти Лунг не смотрибелен, а Чанг Че посредственный режиссер (к слову, к фильмам выше он не имеет никакого отношения))), фильмы которого выглядят более-менее удобоваримо исключительно из за больших бюджетов