Roy Cheung Yiu-Yeung 張耀揚
Борис Хохлов
October 16, 2008 at 21:40
4 / 3 949
В Гонконге его золотой эры конца 80-х было полно запоминающихся кинозлодеев, но Рой Чеунг был и остается единственным и неповторимым – свирепые, озверевшие боссы триад и тихие, молчаливые «люди дела» получались у него одинаково здорово. К сожалению, Чеунг так и не нашел себе достойного места в гонконгском кино нового тысячелетия – сейчас этот блестящий актер подзабыт.
Модельные съемки Чеунга заставила обратить внимание на перспективного новичка Ринго Лама – в 1987 году режиссер доверил Рою две роли, на долгие годы ставшие визитной карточкой актера. В «Тюремном пекле» Чеунг сыграл мерзкого тюремного надзирателя, издевающегося над героями Чоу Юн-Фата и Тони Леунга, а в «Городе в огне» он с блеском исполнил роль амбициозного копа, из-за ограниченности которого полицейскому под прикрытием (вновь Чоу Юн-Фат), внедренному в банду героя Дэнни Ли, приходится очень несладко. За свою игру в «Тюремном пекле» Рой получает номинацию на HKFA за лучшую второстепенную роль, и мгновенно становится одним из самых узнаваемых актеров своего времени.
В то время было принято сниматься много и часто, но Рой не торопился хватать птицу удачи – тем более, что роли ему в большинстве своем предлагали исключительно однотипные. Редкие исключения вроде комедийного боевика «На все воля божья» (1991), в котором Рой сыграл главную положительную роль, или мелодрамы «Роза» (1992), где партнером Чеунга стала Мэгги Чеунг, лишь подтверждали общее правило – лучше всего Роя принимали в ролях отпетых негодяев, и этот образ он освоил как настоящий виртуоз. Особенный спрос на этих персонажей начался в середине 90-х, когда «Молодые и опасные» «перезапустили» жанр криминального боевика. Тот же Чеунг поставил своеобразный рекорд – он сыграл в третьей, четвертой и шестой частях «Молодых и опасных», и это были разные персонажи!
В конце 90-х Рой находит себя в еще одной роли – молчаливого стрелка, современного самурая, живущего по кодексу чести. «Миссия» (1999), где Чеунг сыграл именно такого персонажа, стала кассовым хитом и была обласкана критиками (конкретно Рой получил награду Golden Bauhinia за лучшую роль второго плана), а за похожую роль в «Джианг Ху: Зоне триад» (2000) актер получил свою вторую номинацию на HKFA (вновь как лучший второстепенный актер). В том же 2000-м году Чеунг снялся у самого Вонга Кар-Вая в «Любовном настроении», но режиссер полностью вырезал его роль при монтаже – он играл мужа героини Мэгги Чеунг и в фильме остался только его голос.
Тем не менее, на рубеже веков кинематограф Гонконга переживал сильнейший кризис, и Рой, как и многие другие актеры его времени, подался в низкобюджетный трэш – он не терял связи с действительно стильным и профессиональным кино, но при этом безрассудно растрачивал свой талант на дешевые боевики и триллеры, которых было особенно много в 1998-2002 годах. В последние годы Чеунга если и можно увидеть в большом кино, то нечасто – хотя в 2005-м году он снялся в четырех фильмах, за последующие три года он сыграл всего в трех картинах. Да, среди них были мощнейшие «Отверженные» (2006) и весьма нетривиальный «Барабанщик» (2007), где Рой был особенно хорош, но, к сожалению, сейчас Чеунга чаще можно увидеть на маленьком, а не на большом экране.
Те, кто знают Чеунга, говорят, что в жизни Рой похож на своих героев из «Миссии» и «Джианг Ху» – молчаливый и немногословный. Какое-то время назад ходили устойчивые слухи, что он связан с реальными триадами, однако это никак не влияет на тот факт, что у него масса поклонников среди западных фанатов гонконгского кино и, как ни странно, на Тайване.
Хоть играл до фига злодеев,зато играл их классно,Талант у него огромный.